Джозеф Байден считает, что российско-американский саммит позволил бы обсудить сотрудничество и разногласия. Фото Reuters
Саммиты являются неотъемлемой частью международных отношений. Многие по праву воспринимают их как проверенный временем важный инструмент согласования межгосударственных интересов. В ходе саммитов происходит знакомство, налаживаются деловые контакты лидеров, устанавливаются их личные отношения. Основная миссия таких встреч – достижение принципиальных договоренностей по крупным проблемам. Проведенный вовремя саммит может разблокировать кризисную ситуацию, дать импульс возобновлению прерванного диалога, сдвинуть с мертвой точки парализованные межгосударственные отношения.
Визиты Хрущева в США
Одним из наиболее значимых саммитов эпохи нерегулируемого советско-американского противостояния стал исторический визит Никиты Хрущева в США в сентябре 1959 года.
Первый визит в США советского лидера проходил в самый разгар холодной войны. Обострившийся тогда берлинский кризис, раскол Германии, образование ГДР – события, которые не располагали к подобным встречам. Но направивший приглашение Хрущеву президент Дуайт Эйзенхауэр считал иначе: увидев американский народ и страну, советский лидер станет вести себя по-другому, что скажется и на его позиции на предстоявших переговорах.
Прилетевшую на самолете Ту-114 советскую делегацию в аэропорту авиабазы Эндрюс встречал сам Эйзенхауэр. Вдоль всего маршрута следования кортежа собрались толпы любопытных американцев, жаждавших посмотреть на «красного палача», как окрестила Хрущева американская пресса.
Несмотря на сложившиеся в США стереотипы, Хрущеву и всей советской делегации были оказаны высшие государственные почести. После Вашингтона она отправилась в поездку по стране. Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, посещения предприятий, многочисленные приемы, встречи с сенаторами и конгрессменами, бизнесменами и рабочими, фермерами, журналистами и актерами впечатлили Хрущева, который сразу расположил к себе американцев своей неподдельной простотой и открытостью.
Несмотря на радушные встречи, переговоры Хрущева и Эйзенхауэра провалились. Стороны тогда так и не сумели договориться ни по одному вопросу. Но не унывающий Хрущев считал, что это лишь начало развития двусторонних контактов и пригласил Эйзенхауэра посетить СССР с ответным визитом.
И все же сам визит советского лидера способствовал снижению конфронтации и формированию атмосферы доверия, которая, правда, сохранялась недолго. Инцидент с американским самолетом-разведчиком U-2, сбитым ракетой ПВО СССР над Уралом 1 мая 1960 года, перечеркнул все прежние усилия.
Однако общий курс СССР на разрядку все же сохранился. Развитие отношений с остальными странами Запада формировало иную атмосферу.
Спустя год Хрущев, избравший наступательную тактику, снова собрался в США. Но на этот раз не по приглашению американского президента. Он решил сам возглавить делегацию СССР на 15-й сессии Генассамблеи ООН осенью 1960-го.
Хрущев отправился в США на корабле. Преодолев за 10 дней Атлантику, 19 сентября лайнер «Балтика» с многочисленной советской делегацией причалил в гавани Нью-Йорка. Оставшийся в США на три недели Хрущев (которого на сей раз принимали без былой помпезности) решил использовать трибуну ООН для решения важных проблем. Он также участвовал в многочисленных приемах и встречах с мировыми лидерами, стремясь наладить личные контакты с ними.
Причем особенностью отличавшегося оригинальностью поведения Хрущева на этот раз стали его резкие реплики, грубые шутки, громкие обструкции, ультиматумы, нетерпение и даже откровенно вольное, девиантное поведение, зачастую приводившее к срыву самих заседаний с последующими штрафами, наложенными на советскую делегацию. С подобной несдержанностью и недипломатичностью делегаты ГА ООН встречались впервые. Хотя и такое проявление человеческого естества тогдашнего советского лидера импонировало миллионам американцев.
Брежнев и эпоха разрядки
Началом нового (регулируемого) этапа советско-американского противостояния стал первый в истории визит президента США в СССР и встреча лидеров двух супердержав 22–30 мая 1972 года в Москве. Он был связан с приходом к власти в США Ричарда Никсона и деятельностью его помощника по национальной безопасности Генри Киссинджера, выступавшего за переговоры с СССР и КНР. Этот сдвиг в политике США был позитивно воспринят советским руководством, также вступившим на дорогу разрядки.
Сами переговоры в Москве затрагивали широкий спектр двусторонних отношений и завершились подписанием документов, направленных на практическую реализацию достигнутых договоренностей. Среди них – Соглашение о сотрудничестве в космосе, которое предусматривало проведение в 1975 году совместного космического полета «Союз–Апполон» и декларация «Основы взаимоотношений между СССР и США», которая установила принципы взаимоотношений двух государств.
Международным фокусом переговоров стали проблемы разоружения, урегулирование ситуации во Вьетнаме, проблемы европейской безопасности, ближневосточное урегулирование, роль ООН. В итоге двумя лидерами были подписаны Договор об ограничении систем ПРО, Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений (ОСВ). СССР и США объявили о своих намерениях остановить гонку ядерных вооружений. Недельное пребывание Никсона в Москве было на редкость результативным.
Успешное завершение этого саммита придало новый импульс двусторонним контактам. Вскоре между СССР и США начались переговоры по ОСВ-2. В 1973 году Леонид Брежнев совершил ответный визит в США, в ходе которого обсуждалась обстановка на Ближнем Востоке и было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны.
В июне 1974-го руководители двух стран вновь встретились в Москве. В ходе нового визита Никсона были подписаны соглашения о сотрудничестве в области научных исследований и об ограничении подземных ядерных испытаний.
Хотя спустя два месяца после московского визита под влиянием «Уотергейта» Никсон ушел в отставку, новый президент Джеральд Форд продолжил курс на разрядку.
В ходе саммитов первой половины 70-х при сохранении самой холодной войны продолжал настраиваться механизм ее регулирования, началось движение от конфронтации к сотрудничеству, между двумя супердержавами стала формироваться позитивная повестка дня.
Однако ввод советских войск в Афганистан в 1979 году прервал эту тенденцию. А сама разрядка стала восприниматься в США как «улица с односторонним движением», выгоду от которой получает лишь Советский Союз.
Ослабление противостояния при Горбачеве и Рейгане
Положение изменилось в 1985 году, когда у руля СССР встал Михаил Горбачев. В том же году в Женеве был организован первый после шестилетнего перерыва советско-американский саммит без определенной повестки дня. Предполагалось, что свободный обмен мнениями с Рональдом Рейганом – возможный вариант в сложившихся условиях. Хотя каких-то практических результатов у той встречи не было, между лидерами сложились взаимопонимание и стремление наладить диалог.
Вторая встреча Горбачева и Рейгана состоялась в октябре 1986 года в Рейкьявике. Хотя она также не принесла конкретных результатов, но все же считается важным шагом в ослаблении советско-американского противостояния.
Предложение Горбачева было упаковано в пакет и предусматривало ликвидацию стратегических наступательных в ружений (СНВ), ракет средней дальности, развернутых США и СССР в Европе на рубеже 70–80-х, а также отказ США от Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Такой подход не устроил американскую сторону и способствовал срыву саммита, который вряд ли можно считать успешным, поскольку он не привел к каким-либо договоренностям.
Однако сам Горбачев считал его прорывом, так как оба лидера поняли, насколько близки оказались их позиции.
Действительно, встреча в Рейкьявике не прошла даром. Спустя год, 8 декабря 1987-го, в Вашингтоне отказавшийся от пакетного принципа Горбачев и Рейган все же подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который и начал отсчет эпохи сокращения ядерного оружия.
Ельцин и интеграция в мировое пространство
Курс на интеграцию в мировое пространство, восприятие западных ценностей и их адаптация к российской действительности характеризовали эпоху 1990-х. Это способствовало и активизации контактов на высшем уровне. Наибольшим количеством встреч с американскими президентами мог бы похвастаться Борис Ельцин, который с одним только Биллом Клинтоном встречался 17 раз.
Первая встреча Ельцина с президентом Джорджем Бушем-старшим состоялась 31 января – 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде, на которой была подписана декларация, положившая конец холодной войне и провозглашавшая, что Россия и США более не рассматривают друг друга как возможных противников. Через год, 3 января 1993-го, во время визита Буша в Москву был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).
3 и 4 апреля 1993 года в Ванкувере Ельцин и Клинтон в принятой декларации заявили о своей верности курсу на эффективное российско-американское партнерство. 15 января 1994 года в ходе визита Клинтона в Москву были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и 20-летний контракт на продажу в США российского урана, полученного из демонтируемых ядерных боеголовок. Также было принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки и Декларация об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.
Эти договоренности формировали канву сотрудничества России с супердержавой в условиях нового мирового порядка.
США и Путин. Кризис отношений
С началом XXI века российско-американские отношения начали кардинально менять свой характер. После Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007-м, а особенно после присоединения Крыма к России в 2014-м отношения США и России серьезно обострились. Начался новый этап ее коллективного сдерживания, на этот раз путем формирования санкционной политики коалицией стран Запада.
Непоследовательность пришедшей к власти в 2017 году администрации Дональда Трампа в выстраивании отношений с Москвой, сочетание в ней элементов пророссийской риторики с откровенно антироссийской практикой явно не благоприятствовали встречи в верхах.
Единственный полноценный саммит Путина и Трампа произошел 16 июля 2018 года в Хельсинки. Как и предшествующие встречи подобного рода, он породил атмосферу ожиданий и надежд, которым, правда, так и не суждено было сбыться. Оба лидера ограничились пятичасовым обсуждением актуальных проблем двусторонних отношений, по которым сохранились серьезные разногласия.
Дальше этого дело так и не продвинулось. Никаких документов по его итогам подписано не было, а негативная повестка дня в двусторонних отношениях сохранилась. Этому саммиту так и не суждено было переломить конфронтационный характер отношений и положить начало их новому этапу.
Воспринявший наследие Трампа Джозеф Байден не стал подвергать серьезной ревизии само содержание нынешнего российско-американского противостояния, сделав акцент на внесении в него лишь одного важного элемента – избирательного сотрудничества, предполагающего сочетание элементов сдерживания с политикой взаимодействия в сферах прежде всего американских интересов.
Зачем же тогда организовывать и проводить саммиты, которые зачастую либо не заканчиваются конкретными результатами, либо их итоги ставятся под сомнение преемниками? Причина всему – все-таки остающиеся надежды на то, что даже в самых сложных ситуациях можно найти компромиссные решения, начать диалог, восстановить доверие, без которого невозможно само взаимодействие РФ и США.
комментарии(0)