Приемы в посольстве США на День независимости до 2019 года отличались большим количеством приглашенных. Фото со страницы посольства США в РФ в Facebook
За полтора года, прошедшие с момента закрытия границ, отмены всего, что только можно было отменять, и мощнейшей прививочной глобальной кампании, под «вирусный каток» по полной программе попала мировая дипломатия. Касается она, разумеется, не широких народных масс, но все же серьезно затрагивает очень важные и реально влиятельные механизмы функционирования отношений как между странами, так и между отдельными их руководителями. А это уже внесло (и подобный процесс явно продолжится) значительные изменения во всю систему международных отношений на самом высоком уровне.
Недавно было объявлено о том, что вопросы личного участия ряда президентов и премьер-министров в работе Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре могут решиться в последнюю минуту, учитывая «нестабильную обстановку со штаммом «дельта» ковида». Какая обстановка будет считаться «стабильной» и когда конкретно, американское правительство не сообщает. Но дает недвусмысленно понять: лучше все сделать, как в прошлом году, – на расстоянии, через всем известный ныне Zoom (хозяева которого за этот год из миллионеров стали миллиардерами).
Говорят, что человек очень быстро привыкает к новым реалиям. И если они не угрожают его здоровью и безопасности, то привыкнуть вроде как можно ко всему. С точки зрения же обычных, в классическом формате существующих в мире отношений между странами вирусная история нарушила самое главное – человеческий контакт, который был всегда основой любой, даже подчас самой циничной и грязной дипломатии. Не говоря уже о важнейших контактах первых лиц государств, от которых зависит само существование того мира, в котором мы все живем.
C момента закрытия посольств, консульств и введения различных карантинов в марте 2020 года полностью прекратилась обычная деятельность послов, дипломатов рангом пониже и тех, кто с ними в стране пребывания по работе должен был бы контактировать. Закрытые двери дипмиссий – это непреодолимый шлагбаум не только на пути получения услуг, предоставляемых посольствами, но и нарушение самого смысла их нахождения за границей.
А он состоит прежде всего в получении информации на месте, в стране пребывания. И не через интернет, газеты и пресс-релизы, а путем личных контактов с местными чиновниками, политиками всех мастей, журналистами, учеными, деятелями культуры и спорта. Контактов этих либо вовсе не стало, либо они были столь спорадичны, что особого смысла именно для информированности находящихся в стране дипломатов не имели.
Дипломатические приемы – с ними так и вовсе случилась беда. В Вашингтоне они были полностью прекращены и не возобновились до сих пор. Все посольства в Америке по-прежнему держат «ковидную оборону».
В Москве последним приемом перед наступлением ковида было празднование Дня независимости Гренады. После этого полный штиль, поскольку практически все посольства закрыты, и до сих пор соблюдается некий негласный «лист ожидания» – кто первый в новых ковидных реалиях решится пригласить дипломатов на прием.
Поддерживают ли с тех пор иностранные дипломаты контакты, не встречаясь более на приемах? Конечно – в основном в ресторанном формате, беседуя неформально с теми, кто их интересует, на обедах и ужинах в местном общепите. При этом никаких взаимных посещений посольств, никаких тет-а-тет встреч. А целый ряд посольств и в Вашингтоне, и в Москве до сих пор предпочитают по соображениям «медицинской безопасности» общаться с собеседниками исключительно по интернету. Зачастую даже не представляя, с кем имеют дело (ведь на экране видна только голова на фоне стены или окна).
За «ковидный год» сорвались празднования целого ряда памятных круглых дат: в том числе в отношениях России с рядом других стран (к примеру, 30-я годовщина установления дипломатических отношений с ними). Планировались различные мероприятия, визиты первых лиц, совместные культурные и иные фестивали – все это просто было отменено или ограничено обменом взаимными электронными поздравлениями и заверением в своем высоком почтении противоположной стороне. То же самое случилось и в Вашингтоне: так, постсоветские страны с большой помпой планировали отмечать 30-ю годовщину установления дипотношений с США. Но ковид все эти карты им спутал.
Еще один негласный дипломатический сюжет – посольские карьеры. Не секрет, что огромное значение для продвижения по карьерной лестнице дипломата – от атташе до посла – играет приезд правительственных делегаций в страну пребывания. Полно случаев, когда сопровождение президента, министра, крупного бизнесмена дипломатом резко подбрасывало его по карьерной лестнице. Но нет делегаций – нет карьерного роста.
И, вне всякого сомнения, огромный ущерб был нанесен отменой многочисленных международных конференций, выставок, бизнес-шоу с личным присутствием, когда люди, занятые самым важным для продвижения мировой экономики – контактами деловых кругов, – оказались полностью парализованными. Все же попытки как-то сохранить «бизнес-лицо» самых популярных, ежегодных и наиболее представительных международных мероприятий, переведя их в интернет, окончились провалом. Особенно это сказалось на таких важных международных точках «контактного взаимопонимания», которые именно конференциями, выставками и прочими массовыми мероприятиями зарабатывали вполне солидные деньги (среди них Дубай, Доха, Сингапур, Лондон, Шанхай, Найроби, Кейптаун, Майами и др.).
Резко сократилось не просто число вояжей министров иностранных дел, советников по национальной безопасности, других ведущих чиновников, но и глав государств. И не потому, что они не могут сесть в служебный самолет и отправиться в любую точку мира. В подобных визитах не стало во многих случаях смысла. Экономическое сотрудничество резко сократилось, посещение целого ряда стран из-за карантинов и ограничений стало и вовсе невозможным. Да, по срочным делам приезжают с короткими визитами друг к другу первые и вторые лица государств. Но происходит это крайне редко. И уж тем более ни о каких чисто человеческих контактах не может быть речи, когда дипломатам приходится носить маски и выглядеть совершенно «неконтактными», то снимая эту маску, то надевая, то прося повторить собеседника, что тот только что сказал, потому как через маску не слышны целые фразы ни самим собеседникам, ни переводчикам.
Как долго продлится нынешний «ковидно-дипломатический застой»? Судя по всему, целый ряд стран отнюдь не собираются от него отказываться. Ограничительные меры на въезд, работу посольств и свободу передвижения по своей территории они намерены сохранять на неопределенно длительное время. Но если так пойдет и дальше, то присутствие посольств за границей может стать совершенно бессмысленным. Встречаться ни с кем лично нельзя, ездить куда-то – тоже, торговля и бизнес на международном уровне несут по-прежнему убытки, а дипломаты в этом деле ни своим, ни чужим не могут ничем помочь.
Вероятно, в нормальное русло дипломатические реалии по всему миру вернутся только тогда, когда будут отменены абсолютно все (а не понемножку и несущественные) действующие нынче санитарные и иные ограничения на контакты и общение между всеми людьми (а не только дипломатами). Но когда конкретно это произойдет, не ведает никто.
комментарии(0)