0
12121
Газета Интернет-версия

31.10.2021 17:51:00

Британия разворачивается к Азии с антикитайским креном

После брекзита Лондон ищет свое место на мировой арене

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук.

Тэги: британия, брекзит, нато, ес, азия


британия, брекзит, нато, ес, азия Воплощением Индо-Тихоокеанской стратегии Лондона стала «четверка» QUAD. Фото Reuters

Еще до середины прошлого века Великобритания была доминирующей колониальной державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). А после окончательного развала ее империи базовые экономические и военные интересы Лондона оказались завязанными на такие структуры, как Европейский союз и НАТО. После брекзита Лондон в рамках своей амбициозной концепции превращения Соединенного Королевства снова в глобальную державу берет курс на возвращение в динамично развивающийся АТР.

Прежде всего Великобритания намерена восполнить экономические потери на рынках в Европе за счет всемерного развития торгово-экономических отношений со странами этого региона как на двусторонней, так и многосторонней основе. В частности, ее правительство в июне подало заявку о присоединении к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП) и уже к 2022 году надеется в него вступить. Этот курс обусловлен тем, что ВПТТП (ранее ТТП) в перспективе может стать исключительно важным интеграционным мегапроектом не только в регионе, но и в мире.

Цель этого шага – получить выгоду от более низких торговых тарифов для британской экономики, поскольку ВПТТП снимает их на 95% товаров. Это соглашение гораздо более свободное, чем договор членов ЕС, так как ВПТТП не предполагает глубокой политической интеграции. Присоединение к партнерству создаст огромные возможности для британского бизнеса, которых не было в ЕС, и углубит связи с некоторыми из самых быстрорастущих рынков в мире. Таким образом, Лондон фактически разменивает союз в Европе на партнерство в Азии.

Наряду с этим поворот Соединенного Королевства к Азии – часть более масштабных усилий США и их союзников по противодействию нарастающей военно-морской деятельности, а также активной торговой и инвестиционной практике КНР. Одним из инструментов такого противодействия в сфере экономики является ВПТТП. Этот торговый блок изначально создавался с целью экономического сдерживания КНР. И хотя администрация бывшего президента США Дональда Трампа в 2017 году вывела свою страну из этого партнерства, не исключено, что администрация Джозефа Байдена со временем вернет страну туда.

О крутом повороте Великобритании к Азиатскому региону и обращении к КНР как «системному вызову» в сфере экономики и безопасности было громко заявлено ее правительством в опубликованном 16 марта комплексном обзоре безопасности, обороны, развития и внешней политики. Документ «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» официальный Лондон назвал самым значительным переосмыслением указанных областей со времен окончания холодной войны. В нем, в частности, признается, что Индо-Тихоокеанский регион является средоточием наиболее острых глобальных проблем. В нем также говорится, что Великобритания углубит свое участие в делах этого региона, установив там в предстоящее десятилетие более широкое и постоянное присутствие, чем любая другая европейская страна.

Что касается Китая, то новая стратегия Лондона обещает адаптироваться к его растущему влиянию на многие аспекты жизни в Великобритании. Китай прямо называется «системным вызовом» для Великобритании. Одновременно в обзоре признается важность работы с Пекином над глобальными задачами, такими как изменение климата и решение сложных проблем экономических отношений. Документ выступает за продолжение торговых и инвестиционных связей с КНР, хотя и с осторожностью, чтобы защитить британскую безопасность и ценности. Следует отметить, что обзор был обнародован на фоне усилившегося критического подхода к Китаю в правящей Консервативной партии. Недавние выступления против центрального правительства КНР в Гонконге – последнем колониальном владении Великобритании в Азии – дали Лондону шанс вновь громко заявить о себе и повысить международный авторитет, подпорченный как провальным брекзитом, так и острой ситуацией с коронавирусом в стране.

В мае 2020 года правительство премьер-министра Бориса Джонсона резко раскритиковало принятие китайского закона о национальной безопасности Гонконга и взяло на себя ведущую роль в обвинениях Пекина за подрыв его автономии. Это обозначило кардинальный сдвиг политики Лондона на китайском направлении. Кроме того, вспышка коронавируса в КНР усилила тревогу британской общественности по поводу угроз со стороны Пекина. И это при том что китайско-британские отношения не так давно – при премьер-министре Дэвиде Кэмероне – переживали «медовый месяц». Символом тогдашнего сближения двух стран стал визит председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию в 2015 году.

Однако в начале 2021-го ситуация в китайско-британских отношениях резко охладилась. К факторам Гонконга, Синцзяня и коронавируса добавился ряд взаимных недружественных шагов. Так, только за последний год из Великобритании по подозрению в связях с китайской разведкой были высланы три журналиста разных медиакомпаний КНР, а Джонсон принял решение заблокировать участие технологического гиганта Huawei в сети 5G. Китай, в свою очередь, запретил радиостанции Би-би-си вещать в пределах своих границ.

На этом фоне Джонсон выступает инициатором формирования трансатлантической «четверки» в составе США, Великобритании, ФРГ и Франции. Этому «квартету», по словам Джонсона, необходимо готовиться к «новому восточному центру тяжести». Указанная «четверка», по замыслу британского лидера, могла бы стать «атлантическим ответом» Индо-Тихоокеанской «четверке» QUAD, состоящей из США, Японии, Австралии и Индии.

Резкий разворот Великобритании по линии экономики и безопасности в направлении Азии и заметное ухудшение ее отношений с Китаем имеют большое значение для Японии. Токио и Лондон обязались укреплять безопасность и экономическое сотрудничество в соответствии с совместными заявлениями, сделанными в 2017 году тогдашними премьер-министрами Терезой Мэй и Синдзо Абэ.

Поддержка Японией все более явного курса Британии на АТР дает основания говорить о складывающейся торгово-экономической и военно-политической оси Токио–Лондон с антикитайской подоплекой. Пекин в сентябре подал заявку на вступление в ВПТТП. Судя по всему, зарождающийся на глазах англо-японский альянс будет препятствовать попыткам Китая вступить в ВПТТП, которое, как уже говорилось, изначально создавалось с целью экономического сдерживания Китая. Япония, являющаяся председателем ВПТТП в этом году, уже заняла прохладную позицию относительно желания Китая вступить в это партнерство, мотивируя это недостатком рыночных начал в китайской экономике. Вместе с тем можно не сомневаться, что Токио и Лондон будут способствовать вступлению в этот торговый блок Тайваня, который вслед за Китаем подал соответствующую заявку. Как отмечалось выше, нельзя исключать, что Вашингтон вернется в это партнерство.

Китайские эксперты обеспокоены, как они называют, новым квазисоюзом между Великобританией и Японией. Этот союз напоминает им англо-японский союз 1902–1923 годов, изменивший динамику развития ситуации в Азии. Китайцы считают, что тот альянс не только был направлен на противодействие России в Азии, но также имел скрытую повестку сдерживания национального возрождения Китая. Теперь, объединившись с Токио, Лондон вновь пытается помешать Пекину сделать рывок вперед.

Давление на КНР будет усиливаться, если японо-британские отношения действительно станут новым квазиальянсом, дополняющим японо-американский альянс, а Великобритания присоединится к QUAD. Не секрет, что его члены продолжают сближаться политически, имея общую цель противодействовать морской экспансии Китая. Это еще раз доказала прошедшая в сентябре в Вашингтоне встреча глав государств – членов этого «квартета». При этом ведется речь о расширении состава «квартета» за счет как региональных, так и нерегиональных игроков. Из нерегиональных стран Великобритания до последнего времени являлась наиболее вероятным претендентом на членство.

Апогеем объединенных с Вашингтоном усилий Токио и Лондона по военному сдерживанию Пекина стали недавние совместные учения ВМС Японии, США и Великобритании в районе близких к Китаю южных островов Японии. Англия впервые послала в регион ударную группу во главе с авианосцем Queen Elisabeth. Кроме того, Великобритания намерена разместить в Индо-Тихоокеанском регионе в течение ближайших пяти лет два патрульных корабля под предлогом обеспечения свободы судоходства в Тайваньском проливе.

Последним примером крутого разворота Лондона в Азию с антикитайским креном является трехсторонний альянс с участием США, Великобритании и Австралии AUKUS. Канберра получит от Вашингтона и Лондона 12 атомных подводных лодок, лишив Францию супервыгодного контракта. Цель новоиспеченного союза все та же – военное сдерживание Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, и Токио уже официально одобрил формирование AUKUS .

При этом в Японии все громче звучат призывы присоединиться к другой англосаксонской структуре – разведывательному альянсу «Пять глаз», нацеленному на Китай. В него помимо упомянутой «тройки» входят Новая Зеландия и Канада. Можно ожидать, что в обозримом будущем Япония станет «шестым глазом» в этой структуре.

Однако до создания эффективного антикитайского тандема Токио–Лондон еще далеко. У них слишком много других насущных проблем, в том числе в сфере экономики и борьбы с эпидемией коронавируса. А главное, как Великобритания, так и Япония не заинтересованы в том, чтобы кардинально портить отношения с Китаем – второй экономической и технологической державой мира, являющейся к тому же их важнейшим торгово-экономическим партнером. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2236
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3891
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
4428
Общий износ сетей водоснабжения в стране достиг 75%

Общий износ сетей водоснабжения в стране достиг 75%

Михаил Сергеев

Пятая часть систем забора и очистки требует замены

0
4140

Другие новости