38-й саммит АСЕАН прошел под председательством Брунея. Фото Reuters
Состоявшийся на минувшей неделе саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) подтвердил, что в условиях нарастающей зыбкости всех международно-правовых опор глобальной политики вполне естественным выглядит стремление отдельных стран к объединению в союзы с тем, чтобы не противостоять комплексу новых и старых вызовов поодиночке. Так, восстановление экономик после пандемии коронавируса и проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стали главными темами форума 10 стран АСЕАН, который из-за COVID-19 второй год подряд прошел в режиме видеоконференции.
Именно интеграционные процессы, формирование региональных подсистем в качестве акторов мировой политики стали на практике фундаментом формирующейся системы международных отношений нового тысячелетия. При этом важно понять и определить те сущностные характеристики, которые позволяют отделить по-настоящему устойчивые интеграционные образования, имеющие историческую перспективу, от проектов сиюминутных.
Действительно, интеграционные процессы являются одной из объективных характеристик современных международных отношений. В отличие от имперских интеграционных проектов века девятнадцатого, создававшихся всегда вокруг одного имперского «государства-большака» без особого учета интересов остальных «младших партнеров» по объединению, сегодня любое интеграционное объединение состоит по меньшей мере из двух-трех государств, формирующих своего рода «интеграционный центр», вокруг которого и идет интеграционный процесс, не мыслимый без учета интересов малых его членов.
Установлено, что главными предпосылками успешного интеграционного процесса должна быть добровольность его участников, а также «кумулятивный эффект» от такой интеграции, в первую очередь в сфере экономической. Иными словами, достигнутые результаты интеграционного взаимодействия должны превосходить потенциальные возможности каждого из государств-участников по отдельности даже в случае их механического сложения.
При этом речь может идти и об интеграционных процессах в военно-политической сфере. Практика подтверждает, что лишь членство в надежном военно-политическом объединении, гарантирующем безопасность участников, может стать надежной основой территориальной неприкосновенности ее членов.
Региональная специфика играет, разумеется, очень важную роль. Скажем, формирование интеграционных структур в рамках Африканского союза во многом базируется на исторической традиции «африканского единства» и при этом причудливым образом ориентировано в значительной степени на интеграционный опыт Объединенной Европы. Сегодня опыт европейской интеграции активно используется и в Африке с учетом уникальной континентальной специфики.
По-своему развивается региональное интеграционное взаимодействие в Юго-Восточной Азии. Возникшая на основе многолетнего опыта регионального торгово-экономического взаимодействия стран – членов АСЕАН, интеграционная система здесь влияет и на более широкий интеграционный контекст в рамках АТР. Новым фактором в регионе стал недавно подписанный лидерами Австралии, Великобритании и США договор о безопасности AUKUS, который в том числе предусматривает строительство Канберрой с помощью американских технологий по меньшей мере восьми атомных подводных лодок. Индонезия и Малайзия выражают опасения, что это может привести к гонке вооружений и спровоцировать конфликты в Южно-Китайском море. Стороны также озабочены усилением военной мощи в регионе и требуют от Австралии соблюдения обязательств по ядерному нераспространению.
Свой региональный интеграционный проект реализует Латинская Америка. Южноамериканская интеграция осуществляется как в рамках межгосударственного соглашения МЕРКОСУР (в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая), так и трансамериканского интеграционного проекта. Свои особенности есть и у проекта, направленного на интенсификацию взаимодействия США со своими соседями (Канадой и Мексикой) в торгово-экономической сфере.
Что касается России, то она активно реализует интеграционный проект ЕАЭС с партнерами по бывшему Советскому Союзу – Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Эти государства заинтересованы в развитии многоаспектного сотрудничества, а потому могут надеяться на безусловную выгоду для себя от этого взаимодействия.
Особую тему представляет трансграничная интеграция в финансовой сфере. Объединение капиталов частных и государственных, создание «финансовой экономики» давно стало одной из специфических черт поствестфальской системы международных отношений. В отдельных случаях, в условиях развитого открытого общества с многолетними традициями демократии, эта система может действовать и в интересах общества, делая решения тех или иных инстанций более открытыми для общественного контроля.
В любом случае объединение акторов современной международно-политической системы в новые интеграционные образования можно считать свершившимся фактом мировой политики. Анализ новых интеграционных процессов в мире убедительно свидетельствует о том, что ни одно государство в мире не может позволить себе «роскоши» обособления от этого глобального процесса. Любая изоляция неизбежно обернется здесь автаркией с необратимыми последствиями как для экономики, так и для места такого государства в глобальной геополитике.
комментарии(0)