Соединенные Штаты запретили импорт нефти и газа из РФ. Фото Reuters
К трагической развязке многолетнего российско-украинского противостояния привел целый комплекс обстоятельств, созданных всеми внутренними и внешними участниками украинского кризиса.
Прежде всего это безответственная политика националистически настроенной, нацеленной на евроинтеграцию украинской политической верхушки, проводившей на протяжении 17 лет при опоре на экстремистские группировки и поддержке снабжавших ее оружием западных стран антироссийский курс. Ключевую роль при этом сыграл сопровождавшийся внешним вмешательством внутренний конфликт, разгоревшийся между властями Киева и поддерживаемыми Россией самопровозглашенными ДНР и ЛНР. В ответ на их сопротивление на юго-востоке страны была развернута антитеррористическая операция, которая быстро переросла в полномасштабные боевые действия.
В течение восьми лет надежды на разрешение этого конфликта связывались с Минскими соглашениями, выполнение которых саботировалось Киевом, несогласным с рядом их положений и упорно стремящимся в НАТО. Все это способствовало эскалации напряженности в регионе, возможным последствиям которой не придавалось особого значения.
Этот факт и стал главным раздражителем для России, полностью исчерпавшей свой дипломатический ресурс и терпение в поисках компромисса, но по-прежнему заинтересованной в том, чтобы удержать присоединенный Крым и влияние в Донбассе. Опасаясь нового наступления ВСУ в Донбассе, Россия решила все-таки пойти на преднамеренное обострение тлеющего конфликта, сконцентрировав (под видом учений) вдоль границы с Украиной войска и одновременно предъявив США и НАТО заведомо невыполнимые ультимативные требования (нерасширение НАТО на восток и сжатие ее военной инфраструктуры до уровня 1997 года).
Полный провал дипломатических усилий, отказ Запада от выполнения главного требования России и тупик в реализации Минских соглашений привели к тому, что 21 февраля она решилась на радикальный шаг, которого остерегалась в течение многих лет. Кремль пошел на признание независимости ДНР и ЛНР и подписание с этими борющимися за свое выживание, сепаратистски настроенными республиками договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривающих военную поддержку со стороны России.
Вслед за этим Москва осмелилась пойти еще дальше и стала выполнять свои ранее анонсированные предостережения, прибегнув к военно-техническому ответу. Рано утром 24 февраля Россия начала специальную военную операцию в Украине. Ее цель, по утверждению Владимира Путина, состоит в «защите людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима». Для этого, по его словам, планируется провести «демилитаризацию и денацификацию Украины», предать суду всех военных преступников, ответственных за «кровавые преступления против мирных жителей» Донбасса.
С этих пор российско-украинское противостояние стало развиваться по силовому сценарию. Все предостережения Запада, упорно утверждавшего, что Россия готовится к вторжению (несмотря на неоднократные заверения российского руководства в обратном) все же сбылись.
Правда, несмотря на утверждение президента РФ, пока неясно, какова же все-таки конечная цель этой очередной спецоперации: разрушение всей военной инфраструктуры соседней страны, искоренение национального экстремизма, расширение территорий ЛНР и ДНР до административных границ Донецкой и Луганской областей, принуждение к признанию Крыма частью России, полный разгром, капитуляция и установление российского контроля над всей Украиной, ее отказ от вступления в НАТО и придание нейтрального статуса, смена политического режима в Киеве и замена его на пророссийское правительство, а может быть, дальнейший раздел украинского государства, что поставило бы под вопрос саму его будущность. В центре Европы начались самые масштабные со времен Второй мировой войны боевые действия, приведшие к разрыву дипломатических отношений Москвы и Киева. Одновременно Россия надолго перечеркнула любые возможности для выстраивания дальнейших отношений с Западом, опустившись на одно из последних мест в репутационном рейтинге стран мира.
Мы являемся свидетелями наиболее драматических событий, полностью изменивших весь международный контекст и приведших к крупной гуманитарной катастрофе, событий, вызвавших разруху, потоки беженцев и отчаяние миллионов людей. Как бы ни назывались боевые действия, Запад воспринимает их как вызов всей системе европейской безопасности, как безрассудную авантюру, инициированную лично президентом РФ, и формирует собственный консолидированный ответ на нее.
Прежде всего случившееся фундаментально изменило отношения России и Запада, еще больше активизировав его усилия по международной изоляции и превращению РФ в мирового изгоя. Приостановлено членство России в Совете Европы, окончательно отказала ей во вступлении ОЭСР, остановили свою деятельность в России Всемирный банк и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Объявили о приостановке работы в России международные платежные системы Visa и Mastercard. С целью блокировки сделок с западными банками и обрушения курса рубля впервые замораживаются резервы Банка России. Более 80 зарубежных компаний прекратили свой бизнес в нашей стране.
Ужесточаются санкции и против госдолга России: введен запрет на любые сделки на первичном и на вторичном рынках с российскими рублевыми облигациями федерального займа или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года. Конфискована собственность российских олигархов за рубежом. Закрыто воздушное пространство ЕС и США для российской авиации.
Если сформированный после присоединения Крыма санкционный режим не носил тотального характера, ограничиваясь рядом ключевых финансовых и промышленных институтов и несколькими сотнями физических лиц, то новые санкции оказались гораздо более обширны и чувствительны.
Подобно прежним рестрикциям, они направлены на выдавливание России из мировой экономики, на ограничение экспорта высокотехнологичной продукции и деятельности ряда финансовых и промышленных институтов. Под санкциями оказались сотни российских законодателей, а также лица из ближайшего окружения Путина и он сам.
Кроме того, блокируется участие РФ в различных международных организациях, культурных форумах, переговорах, спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, остановлены академические обмены, отменяются программы «золотых паспортов» для российских инвесторов. Во многих странах мира даже деятели культуры и иные непричастные к конфликту россияне стали подвергаться гонениям и остракизму.
Накладываемые ограничения носят беспрецедентный комплексный характер. С 2014 по 2022 год 48 государств мира ввели против России четыре пакета санкций, затронувших в совокупности 670 физических и 113 юридических лиц, превратив ее в мирового лидера по числу наложенных ограничений (55 324). Они, без сомнения, окажут тормозящее влияние на экономическую модернизацию и развитие нашего государства, а при долговременном воздействии представляют угрозу даже самому его существованию.
Пока ограничительные меры не затрагивают весь нефтегазовый сектор России, являющийся основным источником пополнения государственного бюджета (хотя США уже объявили о введении запрета на импорт российской нефти, газа и других энергоносителей). Не планируется ее полное отключение от международной банковской платежной системы SWIFT. Пока оно коснется только семи попавших под санкции российских банков (ВТБ, «Открытие», «Новикомбанк», «Промсвязьбанк», «Россия», Совкомбанк и ВЭБ.РФ).
Пока рано говорить об экономических последствиях принятых мер. Но, по самым общим оценкам, совокупные потери российского ВВП от введенных санкций могут составить около 10% ежегодно.
Сегодня десятки стран мира делают все возможное, чтобы приведшая к значительным человеческим жертвам, миллионам беженцев, небывалой гуманитарной катастрофе и сопровождавшаяся мощным информационным противостоянием и взаимной враждебной пропагандой военная спецоперация Кремля в Украине не достигла поставленных целей. Чтобы она, став его самым крупным стратегическим провалом, привела бы к обратному эффекту: росту антироссийских настроений, антивоенным демонстрациям, экономическим и репутационным издержкам, сплочению на этой основе западных стран, расширению НАТО и дальнейшему сдерживанию Москвы.
Так, в ответ на ее спецоперацию Североатлантический блок стал оперативно наращивать собственное военное присутствие на востоке альянса, а в самих США уже начали рассматривать варианты размещения в странах Балтии интегрированных в НАТО систем ПВО. Следствием обострения украинского кризиса явился срыв только что возобновившихся российско-американских переговоров по вопросам контроля над вооружениями и стратегической стабильности. На неопределенное время отодвинулись и перспективы нормализации отношений России с Западом.
Стоит отметить и еще один нежелательный возможный эффект от спецоперации – сдвиг, связанный с резким нарастанием враждебных антироссийских настроений по всему миру, активизацией военного сотрудничества стран Европы, сокращением ее рынка для российского экспорта, многократным расширением группы недружественных для РФ государств, дальнейшей евроинтеграцией Украины, фундаментальной перетряской всего международного ландшафта не в интересах нашей страны и реальной перспективой ее длительной изоляции, влекущей за собой культурную и технологическую деградацию.