Руководители ЕС Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель убеждены, что Украина заслуживает европейской перспективы. Фото с сайта www.consilium.europa.eu
В повестке дня саммита Европейского союза, намеченного на 23–24 июня, лаконично сформулированы четыре главных вопроса: Украина, экономические проблемы, конференция о будущем ЕС и Широкая Европа. Кроме того, предстоящий саммит будет своего рода подведением итогов энергичного председательства Франции в ЕС, передающей в июле эстафету Чехии.
Хотя Украина обозначена лишь в первом пункте повестки дня, ее тема прямо или косвенно связана со всеми вопросами, вынесенными для обсуждения. Заявка Киева на вступление в ЕС, поданная еще 28 февраля и доработанная к концу мая, является для Брюсселя очень непростым вопросом. Саммиту предстоит принять решение о соответствии Украины, являющейся ассоциированным членом ЕС в рамках Восточного партнерства, статусу кандидата. Киев добился определенного прогресса в реформах благодаря соглашению об ассоциации с Европейским союзом от 2014 года, но полное соблюдение стандартов ЕС остается далекой целью. При всей симпатии к Украине и ее поддержке, противостоящей специальной военной операции России, руководство Евросоюза и его государств-членов расколото по этому вопросу.
Следует отметить, что не только в случае Украины, но и в целом Европейский союз не готов сегодня к дальнейшему расширению, что связано с опасениями по поводу дополнительной нагрузки на бюджет ЕС, а также новой волны миграции. Президент Франции Эмманюэль Макрон, пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, в своей речи в Европейском парламенте 9 мая выдвинул идею создания Европейского политического сообщества. Эта более широкая, чем Европейский союз, политическая организация, по замыслу Макрона, позволила бы Украине и другим странам, которые в настоящее время находятся в зале ожидания, укрепить свою связь с ЕС. Инициатива Макрона напугала страны – кандидатов Западных Балкан, которым пришлось объяснять, что для них путь в ЕС уже намечен, а также вызвала резкое неприятие Украины, воспринявшей ее как альтернативу замороженному процессу расширения ЕС. «Никакая альтернатива членству в ЕС для Украины неприемлема», – отреагировал на предложение Макрона министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
На историческом саммите Европейского союза в марте этого года в Версале европейские лидеры были едины в принципиальной поддержке присоединения Украины к ЕС, но они разошлись по вопросу ускоренной процедуры предоставления Киеву статуса кандидата. Большинство лидеров стран так называемой Старой Европы, за исключением премьер-министра Италии Марио Драги, выражают сомнения относительно реализуемости такого сценария. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что «быстрого пути не существует». Об этом же говорил канцлер Германии Олаф Шольц, а Макрон прямо сказал, что путь Украины к членству может занять десятилетия.
Осторожность франко-германского тандема, в большой степени определяющего позицию Брюсселя, вполне понятна. Париж и Берлин, как и другие страны Старой Европы, скептически относятся к ускоренному расширению ЕС, поскольку помнят, к чему привело решение снизить планку Копенгагенских критериев 1993 года для стран Центральной и Восточной Европы во имя политической целесообразности. Сегодняшние внутренние проблемы Евросоюза, связанные с евроскептицизмом Польши и Венгрии, с коррупцией и организованной преступностью в Болгарии и Румынии, в большой степени объясняются спешкой Брюсселя с принятием стран, не вполне отвечающих всем условиям вступления в ЕС. Многие из этих проблем, по мнению лидеров противников изменения существующей процедуры членства, могли бы возникнуть после присоединения Украины к ЕС в дополнение к задачам масштабной послевоенной реконструкции страны.
Сторонниками немедленного предоставления Украине статуса кандидата являются страны Новой Европы, вступившие в ЕС в начале 2000-х: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Премьер-министр Словакии Эдуард Хегер, аргументируя необходимость поддержки Украины, в одном из интервью сказал: «Они сражаются за себя, они сражаются за нас – они сражаются за свободу. Мы должны понимать, что они защищают нашу систему, наши ценности, и мы должны быть вместе с ними. Так что нет времени колебаться по этому поводу».
Представляется, что, помимо аргумента о неготовности Украины к переговорам о вступлении и нежелания обидеть Турцию и четыре страны Западных Балкан, многие годы стоящие у порога Евросоюза, в ряде стран ЕС существуют опасения и иного рода. Некоторые европейские лидеры задаются вопросом: как такая беспрецедентная поддержка Украины может сказаться на течении конфликта с Россией? Может ли она укрепить решимость Киева продолжать военные действия до победного конца и не идти на перемирие с Россией? Ответ на эти вопросы обозначает еще одну линию разлома внутри Европейского союза – между сторонниками полной победы Украины в конфликте с Россией («партия победы») и сторонниками соглашения Украины с Россией о перемирии («партия перемирия»).
Здесь картина более сложная, причем линия размежевания проходит не только между странами, но и между политическими силами в этих странах. Италия, поддержанная Венгрией и Кипром, в преддверии майского внеочередного саммита Европейского совета призвала руководство ЕС открыто выступить за прекращение огня в Украине и переход к мирным переговорам с Россией. Такой же позиции придерживается франко-германский тандем. В одном из телеинтервью Макрон сказал: «Мы не должны обострять ситуацию ни словами, ни действиями.
Существуют также разногласия по поводу того, какое дополнительное оружие следует отправить Украине, и по вопросу о том, насколько полезен разговор с президентом Владимиром Путиным.
Несмотря на все внутренние разногласия 17 июня, в преддверии саммита ЕС, Европейская комиссия все же приняла решение рекомендовать дать Украине статус кандидата в Евросоюз при условии проведения в стране ряда важных реформ. Этому решению предшествовал визит в Киев Макрона, Шольца и Драги, который породил предположения о том, что руководству Украины будет предложен компромисс – статус кандидата ради перемирия. Хотя официально такая связка не подтверждалась, по всей видимости, вопрос о перемирии, в котором заинтересован Европейский союз, обсуждался.
Абстрагируясь от сегодняшней полемики между сторонниками и противниками соглашения о перемирии, следует иметь в виду то, что само такое соглашение является лишь самым первым из этапов сложного перехода к миру. Однако его обязательным условием должен являться механизм реализации перемирия – гарантированное прекращение боевых действий. Дефект Минских соглашений состоял в том, что при всей детализации мер разоружения сторон там не был предусмотрен такой механизм. Нужно отметить, что российское экспертное сообщество неоднократно предлагало размещение международных миротворческих сил по мандату ООН в буферной зоне между противоборствующими сторонами в целях установления стабильного перемирия и создания условий для политического урегулирования. Однако это предложение не нашло должного отклика, в частности из-за опасений замораживания конфликта. В свете того, что сегодня происходит на украинской земле, данное предложение было бы далеко не худшим вариантом.
На саммите будут подведены первые итоги Конференции о будущем Европейского союза, которая начала свою работу в Страсбурге 8 мая в преддверии Дня Европы 9 мая. Впервые в работу конференции о реформировании Евросоюза были напрямую вовлечены граждане государств – членов ЕС, которые опровергли широко распространенное мнение о том, что граждане заботятся не о механизмах институциональных изменений, а только об их конкретных результатах. По мнению европейских экспертов, предстоящий саммит должен прояснить роль рекомендаций конференции, выработанных с участием граждан, и их влияние на позиции государств-членов относительно вектора будущего развития Европейского союза – реформы институтов и механизма принятия решений, а также будущих контуров ЕС.
Кроме того, саммит должен открыть дебаты о создании по предложению президента Франции официального конвента о будущем Евросоюза. Иными словами, саммит должен дать старт процессу глубоких изменений в развитии европейской интеграции, возможно, включая и договорно-правовую основу Евросоюза. При этом процесс реформирования ЕС имеет жесткие временные рамки, поскольку должен быть закончен до выборов в Европарламент 2024 года.
Экономические проблемы в повестке дня также напрямую или косвенно связаны с ситуацией в Украине: угроза голода в мире из-за боевых действий, препятствующих вывозу зерна, и параметры нового пакета антироссийских санкций. Военная спецоперация России на территории Украины, являющейся транзитным маршрутом для примерно трети поставок российского газа в Европу, заставила переосмыслить национальную энергетическую политику по всему континенту. Задача отказа от импорта российского газа включена в седьмой пакет антироссийских санкций, над которым Евросоюз уже начал работу. Помимо газовых санкций, новые ограничения должны затронуть возможное отключение всех банков от SWIFT и ввести запрет на технологический экспорт в Россию. Кроме того, Польша считает, что, помимо санкций, необходима конфискация, а не только заморозка российских активов в Европе. Окончательная выработка санкционных мер, по всей видимости, потребует нескольких месяцев, поскольку является в высшей степени чувствительной для европейских потребителей российского газа. Как бы ни были решены вопросы повестки дня предстоящего саммита, несомненно, что украинская тема на многие годы останется определяющей для европейской политики и международных отношений в глобальном масштабе.