Несмотря на возражения со стороны США, президент Аргентины Альберто Фернандес встретился в феврале 2022 года в Москве с Владимиром Путиным. Фото Reuters
С начала специальной военной операции в Украине, как оказалось, весь окружающий Россию мир словно переродился. Те, кто еще вчера твердил о своей дружбе и важности сотрудничества с Москвой, стали в одночасье ее заклятыми врагами. Те, кто зарабатывал на отношениях с Россией огромные деньги, «вдруг» от них отказался и стал наносить колоссальный ущерб самим себе, наивно думая, что наказывает тем самым противоположную сторону. Государства Европы, целый ряд соседей России по постсоветскому пространству, заокеанские и другие заморские «уважаемые партнеры» делают все возможное, чтобы России стало плохо везде, где только можно.
На этом весьма негативном для Москвы фоне особняком стоят страны Латинской Америки. Несмотря на мощнейшее давление со стороны Соединенных Штатов присоединиться к антироссийской кампании санкций, разорвав все, что только связывает их с Россией, эти государства не просто проявляют весьма редкую для них политическую и экономическую самостоятельность, но и во многом открыто поддерживают Москву.
Если учесть, что традиционно Латинская Америка считалась не просто «задним двором» США, но и наиболее зависимой частью существующего не первый год коллективным Западом созданного миропорядка, подобное поведение вызывает определенное удивление. И прежде всего – в Вашингтоне, а также в ведущих европейских странах, также видевших в латиноамериканских государствах своего рода продолжение европейских традиций, элементов культуры и во многом – сохранение менталитета политического поведения тамошних правящих элит.
Так почему же латиноамериканские страны и их лидеры не предали Россию и не побежали, грубо говоря, выслуживаться перед США, как это, словно по команде, сделали еще совсем недавно тесно сотрудничавшие с Россией европейские государства? Здесь стоит выделить несколько ключевых причин, по которым подобное происходит, не особо концентрируясь на сути конфликта РФ и Украины, а больше опираясь на чисто человеческие понятия о добре и зле, присущие и самим латиноамериканским народам, и их нынешним руководителям.
Прежде всего стоит отметить, что для подавляющего большинства населения стран Латинской Америки конфликт вокруг Украины – это совершенно их не касающееся дело. Ни одна страна континента не связана ничем ни с Украиной, ни с торговлей или сотрудничеством с ней, как не проживает в этих странах какой-то влиятельной и многочисленной украинской общины (разговор о связях Канады с Украиной оставим в стороне, так как канадская внешняя политика во многом завязана на американскую и не имеет связи с латиноамериканской повесткой).
Соответственно латиноамериканские руководители не понимают, почему и ради чего они должны рвать имеющиеся связи с Россией, хотя их это никоим образом и ни в чем не задевает. То, во что превратился украинский конфликт в международном плане (со всеми карательными мерами со стороны Запада) им кажется абсурдным, нелепым и наносящим вред абсолютно всем, а вовсе не только России.
Показательно, что, как только началась специальная военная операция, Соединенные Штаты особенно активно попытались обрабатывать в антироссийском духе страны полушария, наиболее тесно сотрудничающие с Москвой. Но ни одна из них не только не заняла позиции с осуждением РФ, но и выразила понимание тех действий, которые предприняла российская сторона в отношении своего соседа (а это Венесуэла, Никарагуа, Боливия).
Особый разговор в этом плане – о Кубе. Казалось бы, кубинцы должны очень хорошо помнить то предательство, которое продемонстрировало по отношению к ним после распада СССР тогдашняя российская власть. Именно предательство своего самого верного союзника в Западном полушарии со стороны официальной Москвы в те годы должно было бы подтолкнуть кубинцев в нынешние времена к более тесному взаимодействию с Соединенными Штатами. И уж на украинской теме и поддержке позиции Вашингтона попытаться выторговать для себя некие преференции от нынешней администрации Джозефа Байдена.
Но кубинцы в обиду за прошлое Россию не предали, а наоборот – поддержали. И дело не только в голосованиях различных структур ООН (которые в любом случае ни на что не влияют и ни одного вопроса вокруг того же российско-украинского конфликта не решают). Дело в элементарной порядочности нынешнего кубинского руководства, которой, очевидно, не хватает подавляющему большинству тех же европейских руководителей.
Эти же качества, кстати, продемонстрировали после начала специальной военной операции в Украине и другие латиноамериканские руководители. Да, многие из них тесно связаны с Соединенными Штатами, там живут их семьи, учатся их дети, есть немалые бизнес-интересы, связанные с американскими компаниями. Но есть у этих людей и определенное чувство собственного достоинства, когда их «за компанию» пытаются нагнуть и вовлечь в конфликт, к которому они не имеют никакого отношения.
Это напрямую касается и традиционно двоякого отношения к Соединенным Штатам у всех политических элит Латинской Америки. Проработав много лет в Вашингтоне, могу отметить, что они готовы любыми путями и сами на старости лет осесть где-нибудь в США, и пристроить туда свою родню. Но при этом все они для собственной публики – очень даже большие антиамериканисты. Сделать нечто прямо противоположное, что навязывают тебе в душе «ненавистные янки», – это считается высшим пилотажем латиноамериканской внешней политики.
Потому как подобное поведение всегда поддержат широкие народные массы, а это, в свою очередь, те самые необходимые голоса избирателей, которые помогут и находиться сейчас, и оставаться у власти. И для этого вовсе не обязательно слыть «пророссийским», как нынешние лидеры Венесуэлы и Никарагуа, а достаточно поставить интересы собственной страны на первый план, а все, что исходит из Америки (Украина здесь – вообще частный случай), – так это как-нибудь «потом».
Показательно в этой связи отношение к российско-украинскому конфликту крупнейших держав: Мексики, Бразилии и Аргентины. Их руководители наотрез отказались даже обсуждать с США какие-либо санкции против России. Зато тут же отметили, что «заварили-то всю эту смуту в центре Европы именно американцы». А посему не им указывать странам континента, как тем себя вести, и рекомендовать следовать указаниям Белого дома.
Насколько искренни в своем отношении к России латиноамериканские правители? Представляется, что ровно настолько, насколько им позволяют современные условия экономической самодостаточности и территориального суверенитета. В отличие от прежних времен на континенте сегодня нет ни одной «американской марионетки». Соответственно Вашингтон здесь никому и ничего давно уже не может приказывать.
Отправить в регион своих специальных представителей, министров, вице-президента в самом крайнем случае – да, такое регулярно происходит. Но на таких встречах латиноамериканцы могут мило улыбаться, выслушать бывших «кураторов с севера», а делать они будут исключительно то, что посчитают сами нужным. Или то, что необходимо их конкретным странам и народам. Конечно, в нынешней ситуации существенной разбалансировки всей мировой торговли и финансовых механизмов странам Латинской Америки было бы выгодно, чтобы более активную роль на континенте играли «незападные» игроки, включая Китай, Индию, Россию, ЮАР, Нигерию, Индонезию.
Та же Россия пока крайне слабо использует именно латиноамериканский рычаг переключения своих экономических и торговых интересов с западного направления (как, впрочем, и на Африку с Азией). По многим позициям выжидают, чем же закончится конфликт вокруг Украины, и сами латиноамериканцы. Но уже тот факт, что среди государств, находящихся куда ближе географически к США и на приличном расстоянии от России, ее никто не предал, не «кинул» в угоду олигархическим или элитно-политическим сговорам-комбинациям, весьма показательно и символично. И подобным отношением со стороны руководства стран Латинской Америки к Москве стоило бы непременно и гораздо активнее воспользоваться.