Президент Кубы Мигель Диас-Канель заверил Владимира Путина, что его страна заинтересована в укреплении сотрудничества с Россией. Фото Reuters
Продолжающееся вот уже более девяти месяцев вооруженное противостояние России и Украины полностью перекроило всю систему международных отношений. Это первый региональный конфликт с момента окончания Второй мировой войны, который оказывает непосредственное влияние на всю нашу планету, в том числе на страны, не имеющие к нему вроде бы никакого прямого отношения. Соответственно и внешнеполитические приоритеты, выработанные за последние десятилетия, оперативно меняются. А в том, что касается российского внешнеполитического курса, то при наличии «недружественно отрезанных» Европы и Северной Америки резко возросло значение отношений Москвы со странами Латинской Америки и региона Карибов.
С самого начала украинского кризиса большая часть латиноамериканских стран не присоединилась к санкциям и осуждению России на уровне ООН и других международных структур. А те, что на словах критиковали Москву, делали это без ущерба существовавшим экономическим и торговым связям с РФ. Четко в поддержку России выступили ее традиционные и наиболее верные союзники на континенте (Венесуэла, Куба и Никарагуа). А его крупнейшие государства (Аргентина, Бразилия и Мексика) демонстративно продолжали поддерживать контакты с российскими властями и не поддались на угрозы и давление со стороны США.
В связи с этим, казалось бы, столь резкий «отворот» стран коллективного Запада от взаимодействия с Россией должен был подтолкнуть к взаимному сближению и само российское руководство, и политические и деловые круги латиноамериканских государств. Однако пока ничего похожего на прорыв в этих контактах не происходит. Торгово-экономические отношения РФ с Латинской Америкой по-прежнему незначительны. И, судя по всему, каких-то радикальных изменений в этом направлении на обозримую перспективу не наблюдается.
Почему же так происходит, кто в этом виноват и – самое главное – а можно ли что-то сделать конкретное, чтобы Латинская Америка с Карибами и Россия по-настоящему, а не чисто символически укрепили свои связи не только на уровне отдельных визитов политиков, но и в торгово-экономическом и деловом измерении?
Начну с нескольких цифр, чтобы яснее представлять себе ту степень «необходимости», которая если и существует, то очень опосредованно в стремлении латиноамериканских стран укреплять разносторонние связи с Россией. Товарооборот РФ со всеми странами континента, включая огромные рынки Бразилии, Мексики, Аргентины, Колумбии и других, не превышает 13–18 млрд долл. в год (это всего 2–3% внешней торговли России). Так было до начала специальной военной операции (СВО), и та же тенденция сохраняется сейчас. Между прочим, с той же 50-миллионной Южной Кореей товарооборот даже после ряда антироссийских санкций превышает 23 млрд долл.
Чем реально может привлечь Россия Латинскую Америку, за исключением взаимного интереса к культуре, музыке, поэзии и других творческих скреп? Да практически ничем. По сырью континент полностью самодостаточный, сельское хозяйство и само себя всем обеспечивает, и на внешние рынки много чего поставляет. Но до России и ее рынков очень далеко географически, а до США, к примеру, всего ничего. Да, Россия является для Эквадора третьим рынком в мире по экспорту бананов (которые поступали к нам исключительно через Нидерланды), но все остальные фрукты и овощи, а также цветы (Эквадор, Колумбия) по объемам крайне незначительны по сравнению с рынками Северной Америки и Европы.
При всей своей якобы неприязни к Соединенным Штатам так или иначе, но, кроме Кубы, все остальные страны Латинской Америки и Карибов ориентированы на эту страну – и прежде всего как на колоссальный и финансово выгодный рынок. Даже Никарагуа, руководство которой постоянно отмечается антиамериканской риторикой, прекрасно осознает сильнейшую зависимость от США (на них приходится более половины торгового оборота этой страны). Точно так же на сближение с Соединенными Штатами пытается идти Венесуэла – вне зависимости от того, как она голосует в ООН касательно России.
Для всей Латинской Америки принципиален вопрос внешних инвестиций. Так вот там они в основном американские и китайские. Россия просто не имеет возможностей ни вкладывать в страны этого далекого от себя региона значительные средства, ни обеспечивать их рабочей силой и квалифицированными специалистами. Точно так же российский рынок не особо привлекателен для латиноамериканских компаний (даже при условии, что им есть где развернуться – особенно это касается производства и переработки продовольствия, ресторанного бизнеса и поставок товаров повседневного спроса). США и ближе, и более выгодны с точки зрения покупательского спроса.
Не особо интересует Латинскую Америку и получение российского образования (за небольшим исключением ряда стран Карибов, да и то основная часть студентов оттуда учится на российские стипендии). На континенте есть свои, очень прилично котирующиеся высшие учебные заведения. Да и по их окончании выпускники ищут работу либо у себя дома, либо в США и странах Европы. Россия же после выхода из Болонской системы не может обеспечить признание своих дипломов ни в Соединенных Штатах, ни в Европе. И соответственно лишь очень незначительная часть учащихся в российских вузах представляет Латинскую Америку.
Потенциально весьма привлекателен рынок этого континента для туризма. Однако большие расстояния и существенная стоимость поездок в государства региона (даже при наличии со всеми с ними безвизового режима для российских граждан) и раньше не особо влияли на туристические потоки туда. А после начала СВО перелет в Латинскую Америку (за исключением чартеров в Венесуэлу на остров Маргарита и на Кубу) делает вояж туда даже на непродолжительный отдых финансово неподъемным для подавляющего числа российских граждан.
Россия (за исключением чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда в ее города приезжало около 100 тыс. туристов из латиноамериканских стран) тоже не является важным туристическим рынком для латиноамериканцев. О России среднестатистический обыватель континента знает не так уж много. А после начала СВО практически полностью информационное поле всей Латинской Америки буквально забито негативом и о России, и о ее политике. При этом латиноамериканцы склонны верить своим СМИ, а также американским и европейским, доминирующим на континенте. И тот образ России, который там сейчас сформировался, вряд ли можно назвать для латиноамериканцев привлекательным.
Можно ли как-то сдвинуть с места двусторонние отношения путем визитов первых лиц государств? Думаю, что вряд ли. Российские руководители в Латинской Америке – очень редкие гости. А приезжавшие до начала СВО президенты ряда латиноамериканских стран и недавний визит в Москву президента Кубы – скорее чисто экономическая ситуативная необходимость, и не более того. Под подобные визиты нужна прочная экономическая и торговая база (а еще лучше инвестиционно-финансовая, как у китайцев). Но в том формате отношений, которые существуют между РФ и Латинской Америкой, ее нет, и вряд ли она появится в обозримой перспективе.
Интересно, что стойкий нейтралитет, который демонстрируют латиноамериканские страны в отношении российско-украинского конфликта, рядом наших политиков почему-то воспринимается чуть ли не как поддержка позиции Москвы. На самом же деле все складывается совершенно по-иному. Латиноамериканским государствам нынешнее противостояние между Москвой и Киевом серьезно вредит. Никого они в нем не поддерживают, но и не вмешиваются в дела как России, так и Украины.
Да и вся современная внешняя политика стран Латинской Америки (вне зависимости от того, кто там на данный момент конкретно правит) в отношении России сводится к давно уже устоявшейся логике поведения: мы не вмешиваемся в ваши дела, а вы – в наши. И на базе таких взаимоотношений и будем дальше дружить. Что на уровне первых лиц, что самих государств и народов. Хорошо это или не совсем?
С точки зрения поддержания межгосударственных связей не так уж плохо, если учесть, каковы сегодня отношения у РФ с Евросоюзом или США. С точки же зрения расширения взаимовыгодных торгово-экономических связей ничего перспективного. Потому как взаимное невмешательство и географическая отдаленность друг от друга, по крайней мере на данном этапе, делают Россию и Латинскую Америку взаимно уважающими партнерами, но не более того. По сути дела, лишь Куба, Никарагуа и Венесуэла активно политически поддерживают Москву в ее нынешнем противостоянии с Западом.
Но что взамен им может предложить Россия? Лишь небольшие точечные контракты и проекты плюс взаимный интерес друг к другу. Но с помощью этого во взаимовыгодные партнеры государств Латинской Америки у Москвы вряд ли есть шансы пробиться. Максимум, что можно было бы ожидать России от Латинской Америки на данном этапе, – это сохранение общего позитива в отношениях и нейтралитета относительно конфликта Москвы с Киевом.
Все же остальное по-прежнему будет оставаться по большей части благими надеждами и пожеланиями, но вряд ли иметь возможность каким-то образом материализоваться в нечто существенное и конкретное. Что бы в перспективе сделало российско-латиноамериканские отношения более прагматичными, взаимовыгодными и приносящими реальную пользу как нашим государствам, так и населяющим их народам.