0
9414
Газета Интернет-версия

15.01.2023 18:32:00

Африканский разворот. Отношения России с континентом должны отвечать всем вызовам времени

Наталия Цайзер

Об авторе: Наталия Гербертовна Цайзер – председатель правления союза «Африканская деловая инициатива», эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», руководитель рабочей группы «Россия–Африка +» РСМД.

Тэги: россия, внешняя политика, стратегия, африка


россия, внешняя политика, стратегия, африка Глава Африканского союза, президент Сенегала Маки Салл и президент РФ Владимир Путин надеются на успех второго саммита «Россия–Африка». Фото Reuters

О «возвращении России в Африку» вновь заговорили на официальных площадках лет девять назад, когда впервые на значимом в экономических и политических кругах Петербургском международном экономическом форуме впервые состоялся круглый стол «Россия–Африка: расширение границ». С тех пор начали предприниматься попытки встроить российско-африканский вектор из относительно пассивного в активный инструмент российской внешней политики. Бизнес-сообщество было призвано обратить внимание на континент, обладающий колоссальными запасами природных ресурсов, с бесконечно растущим населением на тот момент в 1,2 млрд, а сейчас уже в 1,4 млрд человек, которому России есть что предложить.

Апогеем стал прошедший в октябре 2019 года первый в новейшей истории саммит «Россия–Африка» в Сочи, который оказался знаковым событием как для РФ, так и для стран континента и которым Москва официально задекларировала свои намерения выстроить с африканскими странами партнерские долгосрочные отношения. Было принято решение проводить подобные мероприятия на высшем уровне раз в три года. В силу ряда объективных причин (пандемия, специальная военная операция в Украине и т.д.) следующий саммит «Россия–Африка» было принято перенести на июль 2023 года. Можно, безусловно, ссылаться на внешние факторы, влияние которых сложно переоценить, но при всем этом тот импульс, который был дан к работе с Африкой на всех уровнях в 2019-м, не получил должного продолжения и практического воплощения.

Российско-африканские отношения обладают значимым и растущим ресурсом продвижения России по пути достижения и своих приоритетных национальных задач. Это касается расширения взаимодействия с африканцами на международной арене в условиях совпадения или близости позиций по формированию нового международного порядка, другим ключевым международным проблемам, что увеличивает возможности для закрепления позиции России как самостоятельного и влиятельного центра мировой политики. Но на волне крайне вдумчивого отношения африканских лидеров, поддерживающих и разделяющих в большинстве своем схожие взгляды руководства России на ведение внешнеполитического и внешнеэкономического диалога, очень важно развить и подкрепить реальными действиями наш, так часто называемый «разворот» в сторону Африки. Структурная политика должна быть дополнена качественными изменениями в подходе к выстраиванию российско-африканских отношений в целом.

Для этого требуется серьезная системная работа по многим направлениям. Должен быть дан ответ на основной вопрос, в чем именно заключаются современные российские интересы на Африканском континенте и как эти интересы соотносятся с интересами наших партнеров? В этой точке общей синергии и нужно определить, какая из долгосрочных стратегий будет являться наиболее эффективной для реализации этих интересов.

Нельзя недооценивать, что время идет вперед и изменилось все: взгляды, мироощущение, технологии, отношения. Угол зрения и призма, под которыми рассматриваются сегодня те или иные процессы, стали гораздо шире привычного понимания экономических, политических и социальных явлений. При выстраивании «новой» российско-африканской стратегии особенно важен сегодняшний сложный контекст, в котором это взаимодействие будет развиваться. Невозможно генерировать повестку, оторванную от реальности.

В связи с этим по-прежнему актуальные вопросы экономического и гуманитарного взаимодействия с Африкой должны прорабатываться с учетом всего спектра ограничений и проблем, с которыми Россия столкнулась за последнее время. Чем больше решений и потенциальных моделей будет найдено, тем больше возможностей откроется, что, в свою очередь, придаст российско-африканскому треку перспективный и продуманный характер.

Беспрецедентные санкционные ограничения, наложенные на финансовый и энергетический секторы российской экономики, диктуют необходимость поиска оперативных альтернативных решений. В случае с африканскими странами России нужно разработать совершенно новые финансовые инструменты, которые позволили бы российскому и африканскому бизнесу наладить сотрудничество вне зависимости от текущей политической и экономической конъюнктуры.

Россия – опытный игрок на мировом энергетическом рынке с историческим потенциалом в сфере разработки, строительства, эксплуатации энергетических объектов: ГЭС, АЭС, УЭС и т.д., а также экспорта и транспортировки энергии. Реализация энергетических программ в масштабах больших территорий, строительство энергосетей (то, в чем сейчас особенно нуждается Африканский континент) является конкурентным преимуществом России при выборе партнера. Африка может стать площадкой для совместного тестирования и разработки новейших инновационных российских технологий в этой и иных отраслях.

Африка на данном этапе еще не имеет собственной развитой технологической базы. Но, как континент с динамично развивающимся населением и потенциалом, он является мощным потребителем продуктов технического прогресса. Правительства африканских стран заинтересованы в новых технологиях, в развитии IT и телекоммуникационной инфраструктуры, в наукоемких технологиях, а Россия, взяв курс на обновление и развитие этих направлений, может стать одним из основных партнеров для Африки как в силу обоснованной финансовой стоимости подобных продуктов и услуг в отличие от западных аналогов, так и в силу еще сохранившегося доверия к продукции российских компаний со стороны африканцев.

Такие сферы, как здравоохранение, сельское хозяйство, геологоразведка, заслуживают также особого внимания. Реализация программ во всех вышеперечисленных областях возможна только при условии пересмотра всех логистических и транспортных коридоров со ссылкой на новые реалии, существенного увеличения авиасообщения с африканскими странами, проработки максимально комфортных, безопасных маршрутов для движения товаров из России в Африку и обратно. Товарооборот с африканскими партнерами необходимо существенно увеличивать.

Чрезвычайно важен и социальный аспект российско-африканского взаимодействия. Через 20–30 лет 60% прироста мирового рынка труда будет приходиться на Африку. Кроме того, Африка является сейчас первым континентом по численности молодого населения. Эти люди смотрят открыто на мир, они готовы к взаимодействию со странами-союзниками. Это прекрасная возможность «познакомить» молодежь России и Африки, а также уникальный способ положить начало мирному социально-экономическому взаимодействию совершенно нового формата гражданского общества.

Для успешной «миссии Россия–Африка» нужна стратегия. Не заверения, обязательства и намерения, а исключительно четкий, выверенный план с реальными проектами, обоснованным КПД и контролируемыми результатами. Должен быть сформулирован базис на всех уровнях: политическом, экономическом и гуманитарном. У наших отношений может быть большое будущее. Советский Союз сыграл решающую роль в определении вектора развития многих африканских государств после крушения колониальной системы. Мы открыто поддерживали и помогали странам Африканского континента встать на путь самоопределения и свободы выбора. Москва в то время активно помогала развиваться молодым, растущим африканским экономикам. На этой дружбе и доверии до сих пор стоят наши отношения. Историческое прошлое должно лечь в основу современных, обновленных отношений с Африкой. Но эти отношения сложатся только тогда, когда будут отвечать всем вызовам времени. Российско-африканский сценарий должен занять достойное место в ряду формирования новой плеяды партнеров будущего. 


Читайте также


Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
2274
Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Киев предлагает удалить Россию из переговоров по Приднестровью

Светлана Гамова

В Тирасполе ждут признания независимости

0
2320
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ

Милена Фаустова

РПЦ может лишиться храмов и монастырей в балтийской стране

0
2873
Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Муфтият Дагестана отбивает атаку блогеров

Лев Перчин

0
2326

Другие новости