0
30104
Газета Интернет-версия

19.05.2024 17:57:00

"Европейский" протест против "русского" закона в Грузии

В Тбилиси продолжились антиправительственные акции протеста

Тэги: грузия, закон, иноагенты, массовые протесты, ес, критика


грузия, закон, иноагенты, массовые протесты, ес, критика Председатель комитета по иностранным делам Бундестага Михаэль Рот поддержал оппозицию на митинге в Тбилиси. Фото Reuters

Закон о «прозрачности», «агентах» был окончательно принят правящей «Грузинской мечтой». Несмотря на многотысячные протесты со стороны политической оппозиции и так называемого гражданского общества, власть довела дело, начатое еще год тому назад, до конца. Западная критика не смогла сдержать принятие решения, а попытки с помощью определенных молодых радикальных групп вызвать беспорядки в Тбилиси провалились. «Грузинская мечта», которая переняла хорошо натренированные на борьбу с протестующими правоохранительные органы от предыдущей власти Михаила Саакашвили, твердо стоит на своих позициях, и государственные институты находятся под контролем. Последнее заявление председателя Европейского союза Шарля Мишеля остудило желания некоторых решить вопрос «легитимности власти» преждевременно и поставило всех перед самым демократическим фактом – единственный выход из политического кризиса может быть найден через парламентские выборы, назначенные на конец октября этого года. Все же протесты продолжаются, а 15 мая на сцену вышли европейские политики из Латвии, Литвы, Эстонии и Исландии. Они не только поддержали митингующих, но и, по сути, стали частью политического процесса. И хотя присутствовавшие на тот момент митингующие встретили их овациями, для значительной части общества видеть такое явное вмешательство было не очень приятно.

«Русский» закон

Нет сомнений, что большая часть грузинского населения поддерживает идею интеграции в ЕС и НАТО. Последние годы вопрос вступления в Североатлантический блок отошел в тень, поскольку многие понимают, что эта тема временно уже неактуальна. Следовательно, членство в ЕС всплыло как никогда раннее. «Грузинская мечта» – это классическая прозападная партия, ориентированная на вступление в западные институты. Однако ее избирательная платформа опирается на политику балансирования между интеграцией с Западом и мирными переговорами, экономическими отношениями с Россией. Такой подход поддерживался американскими и европейскими коллегами до начала украино-российского противостояния. Чаша весов сместилась в сторону яростного противостояния с Москвой, и от Тбилиси ожидали того же самого. Однако «Грузинская мечта» отказалась, и противостояние между некоторыми «кураторами» Грузии на Западе и властью началось. Именно здесь правящая партия и почувствовала, что, несмотря на внутреннюю поддержку «глубинного государства», внешние игроки имеют фундаментальное влияние на местное сравнительно малочисленное, но хорошо идеологически сплоченное и финансово извне обеспеченное гражданское общество. Общество, где наняты граждане Грузии, но стратегические и тактические решения принимаются иностранными силами. Ситуацию ухудшает тот факт, что «Грузинская мечта» отдала на так называемый аутсорсинг всю молодежную политику и образование. В итоге элитарная часть этого же гражданского общества решила оспорить легитимность демократически избранной власти и начать с ней политическую борьбу. Именно для этого и нужен закон. Цель инициативы – не уничтожить европейское будущее страны, что, по сути, маловероятно, а создать возможность официального подтверждения того, что не все финансовые потоки извне идут на социально-экономические проекты; что определенные суммы идут на политические процессы и финансирование политических групп, что неприемлемо. Документальное подтверждение важно, поскольку в западной культуре главное не знание факта, а способность его доказать. Похоже, что особенно американские коллеги Грузии не хотят терять ту часть завесы, которая существовала и позволяла им более свободно вливать в страну деньги, не задумываясь о последствиях и обвинениях. А закон, который ничем особенным не выделяется на фоне его западных аналогов, является «русским», поскольку его нельзя назвать никаким другим. Если именовать его «грузинским», тогда надо входить в дискуссию, что невыигрышно. Если же применить название другого государства, то это нарушает существующую в грузинском политическом сказе дихотомию добра (Запад) и зла (Россия); третий – лишний.

«Европейский» протест

Сегодняшние протесты уникальны тем, что они объединили не средний класс страны, а так называемое поколение «З» и учеников старших классов школ и молодых студентов. Заинтересованные политические силы осознали, что если грузинский средний класс (главная реальная сила), который состоит в основном из людей возраста 30+, сложно вынудить митинговать и еще сложнее призвать на баррикады, то эти новоиспеченные слои общества легко «воспламенить», и их протестное движение, даже если ошибочное, может быть чистосердечным. Более того, молодежь, которая не прошла через трагедию 90-х годов и не помнит последующие негласные базовые соглашения, может быть использована для таких действий, которые не были приемлемы ранее. Например, после многолетнего хаоса и протестов большая часть грузинского общества отреклась от насилия как формы политического волеизъявления. Но этот договор не распространяется на людей, которые тогда не были рождены или же были детьми. Следовательно, для них такие формы политической борьбы не только возможны, но и, учитывая молодежный максимализм, вполне понятны. Более того, в Грузии существует своеобразное недопонимание Запада, который зачастую предстает перед нами как пространство, где люди не только протестуют мирно, но и физически борются за свою свободу. Поэтому многие протестующие искренне верят, что, борясь с полицией, нападая на тех, кто не согласен, они защищают свои взгляды по европейскому аналогу. Однако это глубокое заблуждение, которое филигранно используется как внутренними, так и внешними игроками. Радикализм и насилие во имя европейских ценностей, по сути, противоречат этим же ценностям. Нельзя построить демократическое общество, в котором все демократы и все европейцы – это уже диктатура. А многие протестующие, которые называют себя «европейцами», высказываются именно в таком ключе. Здесь «европейский» протест и перестает быть таковым.

Грузия – страна парадоксов, где закон, списанный с западных версий, является «русским», а люди, которые открыто заявляют о том, что лишь их взгляды «истинны» и на других свобода слова не распространяется, стоят во главе «европейских» протестов. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
991
Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
1361
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
580
У нас

У нас

0
457

Другие новости