Депутаты Госдумы РФ единогласно проголосовали за принятие более жестких законов в миграционной сфере. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Новое миграционное законодательство, которым, как объявлено, после Федеральной миграционной службы и МВД продолжит заниматься третья структура, – уже на подходе и совершенствовать законы надо. Прибывающие в Россию мигранты объединяются на этнической основе, коррумпируют власть, проникают в экономику, создают социальную напряженность, и только в «Крокусе» погибли 145 человек.
По данным ООН, потенциал нелегальной миграции в России в начале 2018 года превышал 10 млн человек. Суммарные убытки в России от каналов нелегальной миграции, совпадающих с каналами нелегальной торговли оружием и наркотиками, эксперты оценивают в 1 трлн руб. в год. Мало того, миграция может пошатнуть политическую стабильность в странах СНГ (см. «НГ» от 16.10.24).
При этом надо понимать, что силовикам, получившим от государства право насилия, противостоят не сами мигранты, а хорошо оснащенные транснациональные группировки. И если право насилия в большом масштабе присваивает себе криминал, государство не может называться правовым. Миграция, однако, хорошо изучена и присуща всем странам. Главная ее причина – экономическая, но в разных странах она разная. К примеру, численность трудовых мигрантов в нефтедобывающих странах Ближнего Востока превышает численность коренного населения, и особых проблем там нет.
Уровень жизни в разных странах разный – где-то государственные границы заминированы, где-то роют рвы, ставят стены или «зубы дракона». При разработке миграционного законодательства, которое стремится исключить нелегальную миграцию, каждая страна решает примерно такую же комплексную задачу, как, к примеру, сборка многоразового космического корабля «Буран». Но если сложить в одну кучу металл, двигатели и оборудование и надеяться, что из этого как-то сам собой сложится «Буран», – ничего не получится. Никуда он не полетит. Так и с исключающим нелегальную миграцию законодательством – чтобы создать работающий пакет законов, надо четко сформулировать две вещи – цель всей работы и перечень законов, которые должны создать законодатели.
Основную цель в России сформулировали верно – страну надо освободить от нелегалов. Естественно, что полностью это не получится, но будут ли законы выполнять свои функции – это большой вопрос. Дело в том, что во времена Советского Союза бывшие граждане нынешних стран СНГ были советскими людьми с равными правами, а сегодняшнее миграционное законодательство в корне изменилось. Сейчас граждане приезжают в Россию либо на работу (маятниковые трудовые мигранты), либо по коротким делам или туристами, либо с целью получить гражданство России. Около 1 млн из 10 млн трудовых мигрантов (называются примерно эти цифры) по разным причинам выбирают нелегальный путь. Из миллиона нелегалов тысячи малограмотных людей представляют собой готовый материал для вербовки радикальными элементами. Как их вербуют – нет смысла повторять, и они встречаются даже в странах с высочайшим уровнем жизни.
В октябре текущего года спикер Государственной думы Вячеслав Володин заявил: «Никто, кроме депутатов Государственной думы, не предложил действенной меры по защите наших граждан, общественного порядка и нашей страны». Обсуждая это предложение, один из депутатов Госдумы назвал мизерные цифры наказанных за организацию нелегальной миграции и указал способ избавиться от нелегалов – вместо орденов и званий дать «волшебный пендель» некоторым лицам, ответственным за поддержание безопасности и порядка в стране.
В России сегодня запрещено многое, и перечислять запреты можно долго. «Госдума начинает одобрять законопроекты об ужесточении миграционной политики и обсуждать новые», – писала наша газета (см. «НГ» от 21.07.24). В Думу внесли пакет законопроектов, основную суть которых отражает недавний заголовок в СМИ – «Никто не уйдет ненаказанным». На первый взгляд это хорошо – неважно, поймали уже нарушителя или он только попал под подозрение. Но как будут чувствовать себя под колпаком «старшего брата» 120 тыс. граждан Таджикистана, чьи имена и фамилии уже опубликовали в прессе, – тоже объяснять не надо.
Естественно, у людей, не имеющих равных прав с коренными россиянами, в массовом общественном сознании сформируется устойчивое убеждение – их уже считают и будут считать людьми второго сорта. Национальная гордость, присущая многим, вряд ли позволит людям подолгу работать в России или принять ее гражданство. И мало кто из них будет агитировать за союз с Россией в какой-либо форме.
В СМИ регулярно появляются публикации, в которых обсуждается вопрос о чьем-то возможном желании восстановить СССР. Однако, по всей вероятности, эти предположения лишены оснований – возврата к Советскому Союзу не будет. При каких-то условиях союз суверенных стран может быть оформлен, но полноценной федерации, как было в СССР, в обозримый период создано не будет. Но не потому, что после 30 лет суверенитета руководители стран СНГ уже не мыслят иного государственного устройства. По-видимому, ответ надо искать не в желаниях первых лиц, а в менталитете и убеждениях народа, которые могут меняться. Если 76,43% населения Союза на референдуме 17 марта 1991 года высказалось за сохранение СССР, а в России было «за» 71,3%, убеждения многих сегодня изменились. И если поинтересоваться, что движет человеком, выбравшим нелегальное пребывание или нелегальную работу, назвать главные причины сможет практически каждый нелегал. Однако, чтобы депутат спросил нелегала, почему он выбрал этот путь, – такое что-то не припоминается, хотя причин несколько и все они известны.
Первая причина – дефицит работы на родине нелегалов. Нищий одолжит деньги и будет искать их любыми способами, даже криминальными.
Второе – дефицит рабочей силы в принимающей стране, где выше уровень жизни. Бизнес дает работу нелегалам, имея при этом дешевую рабочую силу, и закрывает глаза на отсутствие документов (см. «НГ» от 23.10.13). Но не прошло и 11 лет, как депутаты принялись ужесточать наказание за организацию нелегальной миграции организованной группой (см. «НГ» от 16.10.24). Кто был все эти годы бенефициаром современного законодательства, кто откупался штрафами и коснется ли это ужесточение организатора-одиночки – неизвестно.
Третье – деятельность ОПГ, в которые постепенно превращаются национальные диаспоры. Они ввозят, оформляют нелегалов и получают огромную прибыль. Как это делается – тоже известно.
Четвертое – прозрачность границ. Даже стена, отделяющая США от Мексики высотой до 8 метров, не является непреодолимой преградой. Кстати, этот пункт практически исключен на границе с Афганистаном – при попытке перейти границу могут застрелить.
Насколько можно понять, основная работа законодателей сосредоточивается на решении задач третьего пункта, и примером может служить предложение о запрете трудовым мигрантам привозить свои семьи в Россию. Именно отсюда возникают заголовки о том, что никто не уйдет ненаказанным, но пакет миграционного законодательства в комплексе работать не будет. Никакой успешной борьбы с нелегальной миграцией не будет, как ее не было десятилетиями. Как не получила продолжения отличная идея о создании Российской миграционной трудовой биржи, одобренная в 2006 году руководством ФМС и ЕврАзЭС (так тогда назывался Евразийский экономический союз). «Трудовая биржа должна стать удобным инструментом для работодателей и работников. Это место, где они могут найти друг друга. Если наниматель заинтересовался работником, они могут сначала пообщаться друг с другом с помощью видео-конференц-связи. При трудоустройстве через биржу иностранному работнику гарантирован полный социальный пакет», – писали газеты 18-летней давности.
Конечно же, хочется, чтобы трагедии, подобные «Крокусу», больше никогда не повторялись. И чтобы число нелегалов приближалось к нулю. Но, судя по десятилетиям обновления законов о миграции депутатами очередных созывов, в достижении этой цели есть большие сомнения. Потому что есть такая работа – получить хорошую зарплату и просто поговорить.