0
1652
Газета Интернет-версия

09.02.2025 17:30:00

Приднестровье: газовый кризис будет преодолен

Жители непризнанной республики не собираются отказываться от своего государства, друзей и союзников

Андрей Сафонов

Об авторе: Андрей Михайлович Сафонов – политолог (г. Тирасполь).

Тэги: приднестровье, газовый кризис, молдавия, долг, газпром, санкции


приднестровье, газовый кризис, молдавия, долг, газпром, санкции Приднестровье, несмотря на кризис, продолжает отстаивать свою независимость. Фото с сайта www.gospmr.org

10 февраля в Приднестровской Молдавской Республике настает момент истины: быть или не быть? Этот вопрос приднестровцы задают применительно к газу: будет ли «голубое топливо» наполнять трубы ПМР (Приднестровской Молдавской Республики), а конечные потребители и заводы – получать его для своих нужд.

Несмотря на то что Кишинев (видимо, вместе с Европейским союзом, ставшим оплотом глобалистов после ухода администрации Джозефа Байдена) держит нашу республику на крючке до последней минуты. Задача – посеять нервозность среди людей, спровоцировать их на бунт против своего руководства и заставить попроситься в Молдавию. Но этого не будет.

Главная задача кишиневских властей – не дать нашим заводам заработать вновь. Вот что вещает премьер-министр Республики Молдова (РМ) Дорин Речан: «Каждые два-три дня специальная миссия наблюдателей проверяет всех потребителей, чтобы убедиться, что они не поставляют энергию промышленным потребителям». Речь идет о приднестровских преприятиях.

Проще говоря, прорумынские власти Молдовы делают все, что могут, лишь бы в Приднестровье не использовали гуманитарные поставки газа для промышленности. Если эта схема возобладает, то все будет выглядеть примерно так: в домах людей более или менее тепло, но работы нет, зарплат и пенсий нет, предприятия стоят, в казне ветер гуляет. Государственные институты распадаются, народ превращается в стадо, умоляющее о помощи у молдавских властей, дабы не умереть с голода.

Насчет голодной смерти – это не фигура речи. Еще в начале «холодомора» вице-премьер правительства РМ по так называемой «реинтеграции» Олег Серебрян заявил: перед Приднестровьем возникает выбор – «умереть от голода или умереть от холода». И добавил, что «сепаратистов» не мешало бы приучить к холоду.

Один из кишиневских политиков среднего звена высказался так: «Я надеюсь, что хотя бы промышленность на левом берегу не будет функционировать и все ограничится гуманитарными аспектами… Я надеюсь, что… вся отрасль, приватизацию которой мы никогда не признавали, не будет работать».

Решительным стал и бывший министр энергетики Молдовы Виктор Парликов, уволенный после прошедших в Питере переговоров, в которых он беседовал с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Теперь, судя по его заявлениям, экс-министр решил уйти в политику. И потому он решил быть более правоверным «андунистом», нежели сама президент РМ Майя Санду: «Ситуация с бесплатной поставкой газа на левом берегу Днестра должна закончиться… Евросоюз помог Молдове, не Тирасполю. Только Кишинев должен решать, как использовать эту помощь. Не должно даже идти речи, чтобы Тирасполь имел право голоса по ее распределению».

Кишиневское руководство выводило из себя то, что с социальной точки зрения Приднестровье многие годы оставалось более привлекательным для проживания, нежели Молдова. Причины этого общеизвестны: скромные и много лет не растущие тарифы на услуги ЖКХ, стабильное отопление в домах, социальная направленность государства в целом, работающие на экспорт предприятия. На этом фоне молдаване начали массово скупать квартиры в ПМР или арендовать их хотя бы на зиму.

В результате цены на жилье в ПМР пошли вверх, а для власть имущих в Кишиневе это был показатель того, что жить в Молдове хуже, чем в непризнанной республике. Появился план: довести Приднестровье до своего уровня, а затем вынудить ПМР отказаться от собственной государственности.

Но вынудить приднестровцев сломаться в течение января 2025 года, когда в регионе жили без тепла и света, у Кишинева не вышло.

Лидеров Молдовы подвела их несдержанность. Президент РМ Майя Санду прямо заявила: «Мы готовы при поддержке доноров, это очень важно отметить, оказать финансовую помощь левому берегу, но это может произойти, когда российская армия уйдет с левого берега и когда миссия миротворцев будет заменена на гражданскую миссию под эгидой ООН или ЕС».

Позже этот же тезис повторил премьер-министр РМ Дорин Речан.

Приднестровцы увидели, что с 1990 года, то есть с момента образования ПМР, в Кишиневе ничего не изменилось. Соглашаться на вывод тех, кто может защитить тебя от нападения сторонников «Великой Румынии», приднестровцы не стали в начале 90-х, а также и сейчас. В Кишиневе появилось желание по максимуму затянуть подачу газа в Приднестровье.

Президент ПМР Вадим Красносельский в январе оперативно совершил визит в Москву и договорился с российской стороной: в Приднестровье придет помощь в виде гуманитарного газа. Это позволяло бы обогреть всех жителей и восстановить работу промышленности. Но не использовать газ для того, чтобы поставлять недорогую электроэнергию в Молдову – по 66 долл. за 1 МВт. Причина простая: нынешние власти задолжали России за много лет 709 млн долл.

Долг «висит». А заодно не делается никаких попыток договориться о его реструктуризации.

В этих условиях «Газпром» решил не поставлять газ в РМ, а Кишинев, в свою очередь, постарался экономически свести на ноль Приднестровье. Это привело к тому, что Кишинев начал придумывать всевозможные аргументы, дабы не давать газ в ПМР, держа вентили на замке. Около одного из вентилей – в селе Гура-Быкулуй, у берега Днестра – даже поставили наряд молдавской полиции.

Высшие должностные лица Молдовы объясняли, что российский газ якобы находится «под санкциями» ЕС, поэтому он не может поставляться в виде гуманитарной помощи. И настаивали на том, что приднестровцы должны «отвыкать от газа на шару» и закупать его по заоблачным ценам на румынских и европейских биржах.

Поскольку Кишиневу грозило стать автором гуманитарной катастрофы в ПМР, а это подвело бы стоящий за властями РМ Запад, на помощь пришел Брюссель. Руководство Евросоюза предоставило Приднестровью грант в размере 20 млн евро на гуманитарные поставки голубого топлива на срок с 1 по 10 февраля. Этот грант не был обусловлен никакими условиями, поэтому Тирасполь с благодарностью принял помощь.

Но что может быть после 10-го числа? Газ закончится, и трубы могут снова опустеть, после чего в Приднестровье не будет не только газа, но уже и света: запасы угля за месяц использования истощились, а газ под вопросом. К этому времени перед ПМР возникли следующие варианты.

Первый. На подходе, сообщили в Брюсселе, новый грант для обоих берегов Днестра, причем Приднестровью полагается меньшая часть в размере 60 млн евро, но уже с условиями. Приднестровье обязано «соблюдать права человека и основных свобод в регионе, которые должны быть согласованы с правительством Молдовы до того, как помощь будет использована». Далее предлагалось выполнять «обязательный план постепенного приведения тарифов на электроэнергию к рыночным ценам для потребителей в регионе». Также оговаривалось, что «крупные компании, экспортирующие продукцию, должны будут платить за энергию по рыночным ценам». И в обязательном порядке предполагалось «исключение энергоемких промышленных потребителей из пакета поддержки».

Это означало ликвидацию экономики, а вслед за ней – и приднестровской государственности. Правда, о российских войсках в условиях ЕС ничего не сказано. Приднестровье на эти предложения не откликнулось.

Второй план поставки газа в регион таков: Приднестровье закупает газ с помощью одной из венгерских компаний за кредитные деньги, выделенные Россией. Это позволяет избежать обсуждения кабальных условий западников. Будут ли кишиневские лидеры мешать таким закупкам? 10 февраля это прояснится...

В четверг, 6 февраля, президент РМ Майя Санду выступила по одному из молдавских телеканалов. Среди прочего она сказала: если, например, Словакия закупает российский газ и это не вызывает вопросов, то, видимо, это не нарушает санкций. Более того, теперь и Тирасполь может получать газ через «Турецкий поток», если откажется от нового пакета ЕС. Того, который с условиями.

Более того, Санду допустила принятие верительных грамот от нового российского посла в Молдове Олега Озерова, с чем тянула последние четыре месяца.

Означает ли это принципиальное согласие Кишинева на пропуск в ПМР газа, коль скоро он никакой не подсанкционный, или будут придуманы новые поводы для непропуска, новые зацепки для того, чтобы обрушить приднестровцев в холод и темноту? Хочется надеяться на торжество здравого смысла.

В любом случае Приднестровье не откажется ни от своего государства, ни от своих друзей и союзников. Дни суровых испытаний это доказали.



Читайте также


Окрепшая валюта России замедлила рост цен

Окрепшая валюта России замедлила рост цен

Ольга Соловьева

Внешнеторговая выручка влияет на инфляцию больше, чем ключевая ставка Центробанка

0
1751
Доллар подорожает на 9 рублей из-за новых американских санкций

Доллар подорожает на 9 рублей из-за новых американских санкций

Михаил Сергеев

Очередные угрозы Вашингтона сократят нефтяной экспорт России на 30 миллионов тонн

0
2695
Геометрия геополитики: США–Россия–Китай

Геометрия геополитики: США–Россия–Китай

Михаил Емельянов

Нужно ли отвергать попытки Трампа восстановить отношения с Москвой

0
1492
Санду начала реинтеграцию Приднестровья

Санду начала реинтеграцию Приднестровья

Светлана Гамова

В Киеве считают, что непризнанная республика сама уйдет в ЕС

0
2202

Другие новости