0
3852
Газета Интернет-версия

01.06.2025 17:32:00

Штаты хотят спрятаться под "Золотым куполом"

Новейшая система ПРО предопределит повестку диалога с РФ по стратегической стабильности

Василий Климов

Об авторе: Василий Александрович Климов – научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доцент МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: трамп, про сша, золотой купол


трамп, про сша, золотой купол Глава Пентагона Пит Хегсет обещает построить систему «Золотой купол» для защиты от ракет любых типов. Фото Reuters

В церемониальной обстановке 20 мая президент Дональд Трамп публично заявил о выборе конфигурации масштабной и эшелонированной системы противоракетной обороны США. В нее «будут внедрены новейшие технологии на суше, море и в космосе, в том числе космические датчики и средства перехвата».

Для достижения заявленной цели «обеспечить всеобъемлющую защиту американских граждан как никогда прежде» к началу 2029 года планируется «ввести в полную эксплуатацию» широкомасштабную систему «Золотой купол» и обеспечить функционирование космического эшелона противоракетной обороны. На реализацию проекта отводится 175 млрд долл., и первый транш в размере 25 млрд на 2026 год вскоре будет одобрен Конгрессом. С учетом проектной сложности Пентагон привлечет как специализированные оборонные компании, ранее задействованные в противоракетных программах (Lockheed Martin и Raytheon), так и новые, способные внедрить высокотехнологичные элементы в архитектуру ПРО – Space X, Anduril и Palantir.

Ввиду необходимости обеспечить перехват баллистических и гиперзвуковых ракетно-планирующих целей потенциальных противников основой программы станет развертывание космического эшелона ПРО. Не случайно куратором программы был назначен заместитель начальника Военно-космических сил (ВКС) США Майкл Гетлейн. Возможно, ВКС США станут ключевым родом войск при планировании и реализации проекта.

Развитие космических элементов слежения, целеуказания и перехвата и их интеграция с наземными и морскими компонентами потребует не только титанических усилий военно-промышленных корпораций в США, но и единодушного согласия Конгресса, экспертного сообщества и вовлеченной общественности, от позиции которых во многом зависит ход реализации программы. Даже при заданных социально-политических условиях развитие космических ракет-перехватчиков будет весьма трудоемким и затратным процессом. По оценкам Бюджетного управления Конгресса США, только на разработку и запуск ракет-перехватчиков в космос будет потрачено не менее 20 лет и примерно 524 млрд долл.

В своих высказываниях президент США нередко апеллирует к предпринятым в 1980-х годах усилиям Рональда Рейгана построить широкомасштабную систему ПРО космического базирования. С оглядкой в прошлое Трамп убежден, что в этот раз успех ему обеспечен, поскольку у Соединенных Штатов появились «невероятные технологии», которых как раз и не хватало во времена Рейгана.

Действительно, современные технологии в состоянии кратно улучшить возможности перспективной противоракетной обороны. «Мегасозвездия» из сотен и даже тысяч малогабаритных спутников обеспечат постоянный контроль над околоземным пространством. 

Сенсорные технологии расширят поле зрения спутников наблюдения. Развитые системы самонаведения повысят точность поражения цели. Наконец, внедрение искусственного интеллекта в работу всех элементов ПРО оптимизирует обнаружение, целеуказание и перехват. Однако этих технологических новшеств может быть недостаточно, чтобы в условиях конфликта отразить всю разрушительную мощь ядерного оружия.

Примечательно, что и программа «Звездные войны» 1980-х годов, и проект «Золотой купол» продвигаются восторженными и мечтательными дилетантами, не вникающими в замысловатую логику ядерного сдерживания. Согласно ей, в отсутствие стратегической противоракетной обороны у сторон сохраняется ощущение незащищенности перед ответным ядерным ударом, и поэтому противник не решается развязать ядерную войну. И наоборот, противоракетная оборона внушает иллюзию неуязвимости и создает стимул у ее обладателя нанести первый ядерный удар в надежде отразить ослабленный удар возмездия.

Вместо этого в традициях рейгановской эпохи Трамп подспудно транслирует идею глобальной, ненаступательной обороны, которая, с его точки зрения, заменит взаимное гарантированное уничтожение как модель поддержания стратегической стабильности в отношениях с Россией. Уже не раз президент США называл ядерные ракеты «гигантскими монстрами», от которых «следовало бы отказаться».

При этом благодушном курсе администрация Трампа не скрывает своего намерения защититься от всех типов ракет, в том числе «равных и сопоставимых по силе противников» – России и Китая. Если раньше, во времена президентства Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы, категорически отрицалась возможность обеспечить защиту от ракетно-ядерной угрозы со стороны России, то теперь такая вероятность допускается и объявляется в открытую.

Первоначально манифест Трампа был воспринят Россией как «глубоко дестабилизирующий», поскольку на деле предполагает «полный и окончательный отказ от признания неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями». Однако затем, в контексте обоюдных шагов, направленных на возобновление двусторонних отношений, родилась другая, более сдержанная позиция. Согласно последней, как оказалось, «поводов для паники нет», и «в обозримом будущем сам ход событий требует возобновления контактов по вопросам стратегической стабильности».

Однако, как мы понимаем, это вовсе не означает, что в ответ на американские начинания не последует мер военно-политического противодействия. Россия продолжит развивать стратегические наступательные системы с совершенными средствами преодоления ПРО, параллельно продвигая меры прозрачности, доверия и ограничения систем ПРО как часть потенциальной сделки по сокращению стратегических наступательных вооружений. Таким образом, ситуация вокруг «Золотого купола» во многом предопределит повестку российско-американского диалога по стратегической стабильности.

В конечном счете начало программы «Золотой купол» является в том числе политико-пропагандистским шагом администрации Трампа, демонстрацией решимости защитить американскую общественность и обеспечить мировое технологическое лидерство в сложнейшей области военного строительства. Выдвинутый план эшелонированной системы ПРО слишком грандиозен, чтобы легко и беспрепятственно быть воплощенным на практике. При столь ограниченных сроках дело, вероятно, дойдет лишь до объединения всех существующих компонентов ПРО, ПВО с наземной и космической инфраструктурой обнаружения и сопровождения целей. Если же администрации Трампа не удастся обеспечить политическую и идейную преемственность, должное «военно-техническое наполнение», то «Золотой купол» так и останется всего лишь символом трамповской эпохи.  

 


Читайте также


США впервые за время правления Трампа введут санкции против России

США впервые за время правления Трампа введут санкции против России

Геннадий Петров

Окончательный текст законопроекта о вторичных рестрикциях пока неизвестен

0
889
Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
1304
Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Владимир Скосырев

КНДР сохранит свой ядерный потенциал

0
1457
Президент США предлагает Ирану переговоры

Президент США предлагает Ирану переговоры

Геннадий Петров

Возобновление боевых действий по-прежнему возможно в любой момент

0
1232

Другие новости