Этих мощных животных скоро придется заносить в Красную книгу.
Фото Геннадия Смирнова
В мире существует немного постоянных лежбищ моржей. Большинство из них находятся на побережье Чукотки, а самыми известными являются Аракамчеченское лежбище на юге Берингова пролива, а также Меечкынское и Руддерское в Анадырском заливе. Два последних лежбища вызывают повышенный интерес не только у ученых всего мира, но и у охотников, туристов и природоохранных организаций.
Это объясняется, кроме прочего, регулярностью формирования лежбищ моржами , что дает возможность проведения мониторинговых исследований. А также тем, чтоздесь может залегать более 50% самок с детенышами, в то время когда на других лежбищах можно встретить одних самцов. Залегающие на Меечкынском и Руддерском лежбищах моржи составляют основу обособленной «анадырской» группировки. Исследователи подчеркивают, что эта группировка моржей большую часть года обитает отдельно от основной части популяции тихоокеанского моржа, проводящей нагульный период в Чукотском море.
Морж – исключительно важный объект промысла для коренных жителей Чукотки. На «анадырских» моржей все лето и половину осени охотятся морские зверобои поселков, расположенных на побережье Анадырского залива.
Меечкынское и Руддерское лежбища имеют наивысший статус охраны. Дело в том, что в случае беспокойства при высокой численности моржи во время бегства в воду давят детенышей и молодняк. Другая опасность – незаконный промысел.
В последние годы регулярными исследованиями, мониторингом и охраной Меечкынского и Руддерского лежбищ занимаются биологи Чукотского отделения ТИНРО и активисты Чукотского регионального экологического благотворительного общественного движения «Кайра-клуб», а также сотрудники Чукотской инспекции рыбоохраны и коренные жители.
В 2003 году этими организациями был осуществлен проект «Охрана и экологический мониторинг береговых лежбищ моржей Анадырского залива». Были проведены биологические исследования, описаны факторы беспокойства животных и причины их смертности.
В последние годы численность моржей на всех береговых лежбищах неуклонно снижается. В прошлом году на Руддерском лежбище залежка, насчитывающая в июле около тысячи животных, распалась уже в августе. Это может быть связано с обеднением кормовой базы в акваториях, омывающих лежбище. Кроме того, на залежках становится все меньше самок с детенышами, что также свидетельствует о критическом состоянии популяции.
Прямую угрозу для тихоокеанских моржей представляет коммерческий промысел. В отличие от него аборигенная добыча никогда не угрожала состоянию популяции. Постоянная зависимость коренных жителей от моржей выработала сложную и многообразную промысловую практику, позволяющую сочетать промысел с жесткой охраной береговых лежбищ. У некоторых лежбищ даже появились постоянные хозяева – наиболее опытные и авторитетные охотники из ближайших стойбищ, которым приписывались даже шаманские качества.
С приходом западных технологий и ценностей коренные жители Чукотки утратили многие традиции и нынче добывают моржей, используя скоростные моторные лодки и современное огнестрельное оружие. С 1999 года чукотские морзверобои активно включились в мониторинг промысла моржа. Этот проект был разработан российскими и американскими учеными и реализуется при поддержке организаций коренных жителей Аляски, которые проводят аналогичный мониторинг у своего побережья. В 10 селах Чукотского, Провиденского и Иультинского районов специально обученные зверобои-наблюдатели регистрируют каждого добытого моржа по полу и возрасту, дате и месту добычи, собирают материалы для биологического анализа и передают их в Чукотское отделение ТИНРО. В конце года коренные жители вместе с учеными этого института пишут отчеты и затем обмениваются полученными данными с американскими партнерами. В настоящее время регистрируется около 90% ежегодно добываемых моржей, что в совокупности с мониторингом береговых лежбищ позволяет говорить, что популяция тихоокеанского моржа находится под постоянным контролем.
Из других антропогенных факторов наибольшую угрозу моржовым лежбищам представляют пролетающие вертолеты и самолеты. Это происходит каждый год и обусловливает возникновение панических сходов моржей с берега в воду. Порой пилоты вертолетов летят на очень низких высотах и даже зависают над лежбищами для фотографирования и видеосъемок. После таких полетов на суше остаются тушки раздавленных моржат.
Случаи или попытки несанкционированной охоты на моржей регистрируются на лежбищах практически ежегодно. Почти в каждом случае они производятся российскими либо иностранными туристами, что говорит об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью турфирм на Чукотке.
Всего на планете обитает не так много моржей – меньше 300 тысяч. Ученые считают, что численность и уровень рождаемости популяции тихоокеанского моржа в настоящий период снижаются. Это подтверждают и наблюдения на лежбищах Анадырского залива По оценке ученых, всего в водах Чукотки и Аляски коренными охотниками добывается не более 6,5 тысячи голов, включая потери. Российские и американские ученые считают, что промысел в таких размерах пока не угрожает стабильности популяции, однако проводят дополнительные исследования в этой области для уточнения фактических размеров потерь и численности моржей в настоящий момент. Самой острой проблемой становится необходимость провести полномасштабный учет численности моржей по всему ареалу. До тех пор, пока не установлено, объясняется ли депрессия популяции естественными причинами или антропогенными факторами, необходимо усиливать охрану моржей в наиболее уязвимых местах, таких как береговые лежбища.
Анадырь