Один из самых современных тепличных комплексов России, где применяются отечественные конструкции, расположен в Калужской области. Фото предоставлено пресс-службой Алюминиевой ассоциации
С географией не поспоришь. Из 11,4 млн кв. км, официально включенных в России в Крайний Север и местности, приравненные к нему, 5,4 млн кв. км считаются абсолютно дискомфортными; 3,5 млн– экстремальными и 2,5 млн – дискомфортными. Пограничная с Севером территория площадью 2,5 млн кв. км считается относительно дискомфортной.
«Пространства России оборачиваются сплошь и рядом обузой из-за огромных энергозатрат, диктуемых расстояниями и холодными условиями, – отмечает российский географ, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Голубчиков. – Экономика здесь как нигде взаимоувязана с экологией».
Можно вспомнить и слова академика Владимира Вернадского: «Все цивилизации являются в некоторой степени результатом географических факторов, но история не дает более наглядного примера влияния географии на культуру, чем историческое развитие русского народа».
Так что же, географический детерминизм – вечный крест России? До недавнего времени так оно и было. Но высокие технологии, похоже, вот-вот начнут менять и этот устоявшийся взгляд на геоэкономическую судьбу страны. Уже меняют.
И один из ярких примеров этому – развитие промышленного тепличного сельского хозяйства. Пример – яркий во всех смыслах.
Сегодня Россия по площади промышленных теплиц на душу населения значительно уступает таким странам, как Испания, Нидерланды, Турция, Япония. Хотя понятно, что в нынешних экономических условиях с учетом санкций, введенных против нашей страны, а также с учетом географических особенностей России просто не обойтись без массового развития тепличных хозяйств. Это мощнейшая и, что немаловажно, наукоемкая индустрия. Не случайно уже сегодня в год строится более 150 га новых промышленных теплиц. Но надо больше. Так, согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» с 2017 по 2020 год должно вводиться до 400 га теплиц ежегодно.
Вот тут-то и не обойтись без легкого, серебристого металла – «крылатого металла», как его называют, – алюминия.
Дело в том, что до сих пор при сооружении современных тепличных хозяйств в основном используются оцинкованные стальные конструкции. Это тяжело, трудоемко, дорого. А вот для того, чтобы достичь установленного показателя – 400 га теплиц в год, – достаточно всего 12 тыс. т алюминия. Итого в 2017–2020 годы для тепличного строительства может быть использовано 48 тыс. т алюминия.
Между тем в России в 2016 году для строительства теплиц использовано только 3,67 тыс. т алюминиевых конструкций, причем 2,2 тыс. т из них было импортировано. Таким образом, у российских производителей есть возможности для увеличения уровня выпуска алюминиевых теплиц.
Могут спросить: а где они, эти отечественные аналоги? Вопрос до недавнего времени был совершенно закономерен. Именно поэтому специалистами Алюминиевой ассоциации был разработан инновационный продукт – «Тепличный комплекс»: силовой каркас изготавливается из оцинкованного проката, а для устройства светопрозрачных ограждающих конструкций и в качестве горизонтальных, вертикальных и наклонных шпрос, а также лотков используется алюминиевый профиль.
Простое на первый взгляд решение потребовало организации очень четкой логистической схемы. Как раз с этой производственной цепочкой и удалось ознакомиться во время информационного пресс-тура. Тема его была так и обозначена: «Применение алюминия в тепличном строительстве». Участники пресс-тура ознакомились с полным циклом производства, сборки и эксплуатации современных тепличных комплексов.
Начало знакомства было положено деловой экскурсией на производство компании AL5 в Воронежской области. Здесь создают тепличный профиль из алюминия. Технологическая цепочка от литья до экструзионного производства. Руководство компании рассказало о своем видении перспектив выпуска тепличного профиля.
Следующее звено в этом своеобразном «блокчейне» расположилось в Липецкой области. Именно сюда, на производственные линии компании, где познакомились с деятельностью компании «Липецкий завод тепличных конструкций», попадает изготовленный воронежскими коллегами профиль. Здесь его обрабатывают, доводят до ума, что называется. В результате на выходе имеем «холодный домик» – по сути, каркас теплицы. Сейчас годовая проектная мощность ЛЗТК – 150 га конструкций (3 тыс. т алюминия). Планируется довести этот показатель до 250 га.
Кульминацией поездки стало посещение одного из самых современных тепличных комплексов России, где применяются отечественные конструкции, – «АГРОИНВЕСТ» (Калужская область). У неспециалиста при взгляде на это сельскохозяйственное производство первое, что приходит на ум, – ты попал в декорации съемок какого-то футурологического, научно-фантастического фильма. Экстерьер теплиц «АГРОИНВЕСТА» поражает! Полное впечатление, что ты находишься в инопланетной оранжерее… Что, впрочем, вполне объяснимо: площадь производства составляет 68,5 га современных теплиц, в перспективе планируется увеличение до 112,5 га. Здесь выращивается более 25 сортов овощей.
Выше уже отмечалось, что тепличное производство – это высокотехнологичное, наукоемкое производство. Технология выращивания помидоров, огурцов и некоторых других тепличных культур, с которой удалось познакомиться, это лишний раз подтверждает. Современный тепличный комплекс – это насквозь автоматизированное и компьютеризированное промышленное производство сельскохозяйственной продукции.
Тут и особые требования к санитарному состоянию, к продуманным до мелочей системам орошения, досветки, отопления и вентиляции. Были показаны все технологические процессы: от сборки современных теплиц до сборки и упаковки готовой продукции…
Остается только добавить, что отечественные комплектующие из алюминия дешевле импортных аналогов на 20–50%.
Воронеж–Липецк–Калуга
комментарии(0)