0
1826
Газета Экономика Интернет-версия

10.09.1999 00:00:00

Автомобиль вновь стал роскошью

Борис Грядицкий

Об авторе: Борис Сергеевич Грядицкий - эксперт агентства "Финмаркет", специально для "НГ".

Тэги: бензин, кризис, топливо


Защиту от бензинового кризиса костромские таксисты пришли искать к зданию Минтопэнерго в Москве
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Дефицит топлива в ряде регионов страны и повсеместный рост цен на горючее в последние месяцы не прекращаются. И это несмотря на все предпринимаемые правительством постановления и меры.

В качестве основных причин кризиса многими видятся сокращение добычи и переработки нефти, увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов в связи с резко возросшей рентабельностью, обусловленной повышением мировых цен. Среди прочих условий роста цен называются введенные с августа требования по сбору налогов с нефтяных компаний только "живыми" деньгами, сезонный фактор, повышение бюджетной задолженности перед поставщиками нефтепродуктов. В расчет принимается даже передел топливного рынка в отдельных регионах, причиной которого, как полагалось, стал резкий взлет цен на бензиновом рынке Санкт-Петербурга в апреле.

В действительности объем добычи нефти за восемь месяцев текущего года сохранился на уровне прошлого года при росте экспорта, например, за первое полугодие менее чем на 2% (по другим оценкам, на 4%), а объемы производства бензина и дизельного топлива даже возросли.

Решающими факторами происходящего скорее являются резкое сокращение импорта топлива, низкая рентабельность производства топлива отечественными нефтеперерабатывающими заводами, структурная неорганизованность рынка, и в первую очередь розничного, а также стремление нефтяных компаний получить сверхприбыли на внутреннем рынке в той же мере, как и при экспорте.

Интеграция в мировую экономику, если она будет продолжена, должна приводить к росту внутренних цен до уровня мировых. Так что в отдаленной перспективе стоимость будет возрастать и в долларовом исчислении. В настоящий момент, по меньшей мере до конца года, рост средней цены на бензин должен соответствовать росту курса доллара. Все дело в том, что рост внутренних цен ограничен платежеспособностью населения. По статистике, автолюбитель в месяц в среднем проезжает более 2 тыс. км. Значит, затраты на бензин уже составляют более 1 тыс. руб. в месяц.

Одной из административных мер по насыщению внутреннего рынка топливом стало недавнее задание Министерству по налогам и сборам обеспечить дополнительные доходы в бюджет сверх существующих нормативов за счет погашения нефтяными компаниями задолженности по налогам, образовавшейся с 1 апреля по 1 августа 1999 г. Одновременно Минфину поручено направить регионам до 1 млрд. руб. субсидий на поддержку завоза горючего в районы Крайнего Севера. Источником новых субсидий в дополнение к ранее запланированным как раз и должны быть поступления от сборов задолженности. Полученные в бюджет средства от нефтяных компаний пойдут, таким образом, на приобретение ГСМ у тех же компаний. Минтопэнерго ввело запрет на вывоз бензина за пределы России в августе, который собирается продлить на сентябрь. Отдельные компании лишатся квоты на экспорт нефти. Минтопэнерго намечает также пересмотр совместно с нефтяными компаниями "регионов ответственности" по поставкам нефтепродуктов, так как ряд компаний оказались не в состоянии обеспечить "свои" регионы и нефтеперерабатывающие заводы.

Однако цены на бензин регулирует рынок. И это нельзя не учитывать. Последние постановления правительства предусматривают уже административно-рыночные механизмы влияния на насыщение страны топливом и на ценообразование.

С 1 октября (а возможно, даже ранее, с 15 сентября) повышаются экспортные пошлины на сырую нефть с 5 до 7,5 евро за тонну, пошлины на мазут возрастут с 9 до 14 евро за тонну. Одновременно вводится "запретительная" пошлина на вывоз горючего из страны, ставка которой должна составить 20 евро за тонну. Как полагает первый вице-премьер Виктор Христенко, повышение экспортных пошлин не отразится существенным образом на работе нефтяных компаний. По расчетам, с введением новых пошлин государство будет изымать не более 2,5-3% из объема дополнительных доходов, полученных при экспорте в результате роста цен по сравнению с февралем - мартом текущего года.

Противоположных взглядов придерживаются Минтопэнерго и нефтяные компании. Как они полагают, в целях компенсации потерь части доходов от экспорта компании будут вынуждены выйти за рамки картельного соглашения.

Кроме того, в Минтопэнерго справедливо считают, что новые пошлины не снимут проблему повышенного интереса к экспорту горючего, поскольку внешний рынок привлекает нефтяные компании не только ценами. Зарубежные покупатели платят "живыми" деньгами и производят предоплату. В то же время, по заявлению министра топлива и энергетики РФ Виктора Калюжного, "только по одному селу долги нефтяным компаниям составляют почти 2 млрд. руб.". Поэтому экспорт нефтепродуктов с целью компенсации потерь от введения пошлин может возрасти.

На самом деле экспортные пошлины решают главным образом проблему пополнения бюджета, а в настоящее время задачи финансирования поставок горючего в районы Крайнего Севера и приобретения топлива для электростанций.

В качестве "пряника" для нефтяных компаний в бюджете на следующий год предусматривается отмена налога на реализацию ГСМ. Правда, Министерство по налогам и сборам по-прежнему отстаивает идею введения налога на бензоколонки, который ранее не прошел через Госдуму.

Как можно видеть, объем административных и рыночных мер по преодолению топливного кризиса впечатляет. Скорее всего результат будет. После того как закончится действие сезонного фактора, в соответствии с которым спрос на топливо ежегодно возрастает в августе по отношению к июлю на 15-20% и в сентябре на 5-10%, цены на топливо могут не только перестать расти, но даже пойти на спад. Средняя цена на бензин марки АИ-92 должна установиться на уровне 7-8 руб. за литр, если, конечно, не будет резкого скачка курса доллара.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Принципы оплаты труда педагогов сделают более прозрачными

Принципы оплаты труда педагогов сделают более прозрачными

Ольга Соловьева

Акцент на подготовку инженерных кадров впишут в образовательную стратегию

0
586
"Новые люди" занялись практикой малых дел

"Новые люди" занялись практикой малых дел

Дарья Гармоненко

Партия предлагает вместо запретов искать альтернативные решения

0
557
Соседи России начинают инновационную гонку вооружений

Соседи России начинают инновационную гонку вооружений

Михаил Сергеев

Инженеры из Поднебесной демонстрируют прыгающие дроны и противоспутниковые средства

0
902
Будущих защитников протестируют на системное мышление

Будущих защитников протестируют на системное мышление

Екатерина Трифонова

Для попадания в адвокатуру нужно не только знание кодексов, но и умение их правильно применять

0
564

Другие новости