НЕ СЕКРЕТ, что в настоящее время черная металлургия является одной из ведущих отраслей российской экономики, этот сектор приносит 9% всех экспортных валютных поступлений бюджета. Между тем для потребностей внутреннего рынка черного металла катастрофически не хватает, так как в настоящее время российские металлурги продают около 70% своей продукции на экспорт. Внутренний рынок снабжается по остаточному принципу, по ценам, зачастую превышающим экспортные. Так, Новолипецкий металлургический комбинат продает горячекатаный лист на внутреннем рынке по цене 190 долл. без НДС, тогда как его экспортная цена составляет 170-180 долл. за тонну.
В мае текущего года правительство предприняло попытку регулирования рынка металлопродукции, введя пятипроцентную пошлину на экспорт металла. Однако эта мера не остановила экспортные потоки и рост цен. Наоборот, с мая этого года по настоящий момент цены на металлопрокат выросли в 1,5-2 раза.
Естественно, что повышение внутренних цен на черный металл увеличивает себестоимость, а значит, и цену всей продукции, изготавливаемой из металла, а это отечественные автомобили, сельскохозяйственные машины, станки, то есть стратегически важная для подъема отечественного производства и развития реального сектора продукция.
В такой ситуации не редки случаи, когда машиностроительные заводы были просто не в состоянии купить прокат у российских металлургов. И хотя зачастую они производили предоплату за несколько месяцев, это не давало гарантий на своевременную поставку металла.
Осложнило ситуацию и то, что в мае этого года правительством была введена экспортная пошлина также и на лом черных металлов. Надо сказать, что формулировка решения госчиновников привела в замешательство многих аналитиков рынка. Так, постановление правительства установило экспортную пошлину в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за тонну. 15 евро приблизительно равны 16 долларам, а это составляет примерно 30% стоимости черного лома, поскольку средняя экспортная цена в настоящий момент не превышает 50 долл. Иными словами, правительственная формулировка звучит так: 15%, но не менее 30%.
Кроме того, в ближайшие дни Госдума должна рассмотреть два законопроекта, которые регулируют заготовку и экспорт черного лома и в случае их принятия фактически закрепляют все несоответствия принятых в мае постановлений.
Эти действия привели к тому, что лом, который сейчас продавать за границу невыгодно, может быть продан только отечественным металлургам. Последние, пользуясь избытком лома, диктуют свои условия, ограничивая объемы покупок и устанавливая выгодные им цены. Тем самым металлургические комбинаты уменьшают себестоимость своей продукции, большую часть которой затем продают за рубеж.
Сегодня отечественные металлургические предприятия покупают металлолом в среднем по цене 30 долл., в то время как их западные коллеги платят за него 90 долл. Таким образом, все машиностроительные предприятия, желающие реализовать металлолом, вынуждены продавать его металлургам по ценам, которые существенно ниже мировых, а покупать прокат по мировым ценам. Как сообщили корреспонденту "НГ" эксперты компании МАИР, объединяющей более 30 предприятий реального сектора, в результате принятых правительством мер сложилась ситуация, когда для отечественных предприятий машиностроительной отрасли 6 тонн черного лома по цене эквивалентны тонне проката. В то же время на мировом рынке тонна проката по стоимости равна всего лишь 2,5 тонны металлолома.
Как полагают в МАИР, эту проблему можно решить лишь с помощью квотированных поставок металлопродукции на предприятия машиностроения. Иными словами, государство должно подвести законодательную базу под своеобразные госзаказы для внутренних потребителей.