0
1126
Газета Экономика Интернет-версия

26.11.1999 00:00:00

Валютный фонд против мирового банка

Руди Дорнбуш

Об авторе: Руди Дорнбуш - профессор Фонда экономики МИТ, бывший главный экономический советник Мирового банка и МВФ.

Тэги: МВФ, директор


ПОИСКИ нового директора-распорядителя МВФ привлекут общее внимание в ближайшие недели и месяцы, но важнее всего политика, которой он последует. Сейчас идет спор о том, какой институт был прав в последние несколько лет - МВФ со своим жестким подходом или Мировой банк со своими альтернативными мерами.

Эти дебаты начались еще в 1995 г., когда произошел кризис в Мексике. Является ли политика МВФ слишком жесткой, ведущей экономики стран к банкротству? Не он ли виновен во всех ужасных социальных следствиях недавних финансовых кризисов? Эта мысль была выдвинута в Азии, правительства стран, включая японское, призывают к созданию Азиатского МВФ с альтернативной (более мягкой) политикой. Они получили экстраординарную и неожиданную поддержку от Йозефа Стиглитца, главного экономиста и старшего вице-президента Мирового банка, который недавно посоветовал Китаю применить политику конкурентной девальвации и тактику "попроси у соседа".

Для проблемных правительств меры, предложенные Стиглитцем, были подобны убаюкивающей музыке. Жесткого урезания бюджета и огромных процентных ставок можно избежать. Действительно, заявления Стиглитца предлагают солидную поддержку тем, кто противостоит резкости МВФ, и они привели в замешательство и общество, и сильных мира сего. Но они стали музыкой для Японии, которая преследует свои собственные цели в Азии, так же как и д-р Махатир, правитель Малайзии, который выступает против истеблишмента.

"На линии огня" ортодоксальность защищает главный "хирург" МВФ Стэнли Фишер, первый заместитель директора и экономист с не менее основательной академической репутацией, чем у Стиглитца. Этот спор продолжился вплоть до недавней конференции в Сингапуре, на которой крупнейшие азиатские бизнесмены устроили команде Махатира/Стиглитца овацию. И в этот раз японские официальные лица подняли вопрос об Азиатском МВФ - альтернативной стратегии без боли от суровости МВФ и непривычной прозрачности.

Кто прав? Разве не логично утверждать, как гласит пословица, что доказательство - в пудинге? Сегодня Азия переживает мощное возрождение; кризисные страны уже восстановили или вот-вот восстановят свой предкризисный уровень ВНД; валюты, которые упали в 1997-1998 гг., значительно усилились; рухнувшие рынки поднялись. Инвесторы вновь наводняют покинутые ранее страны. Корея, последняя из сорвавшихся азиатских экономик, сейчас находится на самом лучшем уровне с двузначным числом роста и процентными ставками немногим выше американских.

Да, кризис уже свершился, да, дебри еще впереди. Но стабилизация не страдала недостатком неожиданностей. У-образное восстановление, которое Мексика пережила три года назад, произошло быстрее и мощнее, чем ожидалось. Та же модель повторилась в Бразилии, где кризис закончился вскоре после своего начала.

Почему? Потому что сработала политика МВФ. Азия, Мексика и Бразилия приняли и применили стратегию МВФ: они подняли процентные ставки до небес, чтобы добиться стабильной валюты, и только со стабильностью процентные ставки опустились, а к инвесторам вернулась уверенность. Страны Азии тоже уделили внимание своим бюджетам в то время, когда огромные долги заставили их продемонстрировать хотя бы долю фискального консерватизма. Деньги начали возвращаться, сдвигая обменный курс до предкризисного уровня. То, что на первый взгляд считалось развалом, в конечном итоге оказалось лишь очень плохой ситуацией, на удивление быстро изменившейся к лучшему.

Нужно ли отдавать должное МВФ? Каждая страна применяла более или менее одинаковую стратегию (включая Малайзию, что бы ни говорил д-р Махатир). Исключением была Индонезия. Каждый раз, когда решения ее правительства ослабевали, валюта падала, и каждый раз, когда Индонезия возвращалась на путь МВФ, валюта крепла.

Конечно, все должны были понять, что Азия переживает тот же цикл, который недавно завершила Мексика. К сожалению, МВФ не смог указать на успех в Мексике; к сожалению, странам Азии было позволено думать, что их опыт уникален, даже хотя на пути и вниз и вверх он был повторением опыта Мексики.

К тому времени, когда очередь дошла до Бразилии в конце 1998 г. и вновь, в начале этого года, все уже знали сценарий: новые выборы, слегка смягченное падение валюты, выполнение программы МВФ и быстрое выздоровление. Так в чем же состоит урок? МВФ ужасен в предсказании кризиса, плох в наблюдении, но он прав и успешен, как только дело доходит до посттравматического лечения.

Альтернативные меры Мирового банка и японский Азиатский МВФ, несмотря на слухи, привлекают не так уж много клиентов. Страны, пережившие кризис, знают лучше, что им необходимо. Когда экономика разваливается самым непредсказуемым способом, они ищут истинную религию и жесткое лечение. Они знают наверняка, что посреди финансового кризиса и спекулятивной паники легкие деньги и трата дефицита - это не ответ. Такая стратегия просто отрицает здравый смысл. Браво МВФ, браво его суровому лекарству; возьмите его с собой.

╘ Project Syndicate, November 1999


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1466
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1671
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4090

Другие новости