Российские самолеты МиГ-29 являются важным элементом военно-воздушных сил Малайзии. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
- АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, хотелось бы вначале узнать, как развивались торгово-экономические отношения между нашими странами в последние годы.
- До 1992 года торгово-экономические отношения бывшего СССР с Малайзией сводились в основном к закупкам советскими государственными внешнеторговыми объединениями продукции тропического земледелия (традиционных статей малайзийского экспорта): пальмового масла, натурального каучука, латекса. Стоимость этого импорта составляла 200 миллионов долларов США в год. Как известно, пальмовое масло используется для производства маргариновой и мыловаренной продукции, а натуральный каучук - шин. Объем же экспорта бывшего СССР сюда в этот период составлял 15 миллионов долларов в год.
После 1992 года произошли существенные количественные и качественные изменения. Российские компании получили возможность осуществлять торгово-экономические операции самостоятельно. После 1992 года резко вырос российский экспорт в Малайзию. Россия вышла на второе место на ее рынке после Японии. Продукция стального проката составила около 70-75% по стоимости общего экспорта России в Малайзию.
Выход на малайзийский рынок новых российских импортеров привел к диверсификации товарной номенклатуры отечественного импорта. Крупнейшими статьями этого импорта стали электроника, бытовая электротехника. Ведь в настоящее время на долю Малайзии приходится 25% мирового производства электронной и электротехнической продукции. Львиная доля этой продукции производится крупнейшими иностранными компаниями, в первую очередь японскими. Среди других статей российского импорта из Малайзии следует отметить продукцию деревообрабатывающей промышленности (включая мебель), одежду, продовольственные товары.
Вместе с тем в середине 90-х годов очевидным стало стремление Малайзии использовать научно-технический потенциал России для создания и развития современных отраслей промышленности. Так как высокие технологии в РФ сконцентрированы главным образом в военно-промышленном комплексе, появилось новое направление - военно-техническое сотрудничество. Оно стало важной и перспективной составляющей торгово-экономических отношений России с Малайзией. Российские компании использовали эту возможность для заключения в 1994 году контракта на поставку в Малайзию восемнадцати самолетов МиГ-29. Следует отметить и тот факт, что качественное и своевременное выполнение этого контракта, то есть организация их обслуживания и высокие технические качества самих самолетов, способствовало закреплению репутации российских поставщиков военной техники. Российские производители и экспортеры военной техники активно участвовали во всех аэрокосмических выставках LIMA на малайзийском острове Лангкави.
- Как известно, в 1997 году Малайзию и другие страны
АСЕАН охватил крупнейший финансовый кризис. Как это обстоятельство отразилось на двусторонних российско-малайзийских торгово-экономических отношениях?
- Экономический и финансовый кризис 1997 и 1998 годов в Малайзии и в других станах
АСЕАН затормозил проекты по проработке новых контрактов. Сейчас появились определенные признаки выхода из кризиса. Это создает благоприятные предпосылки для заключения новых контрактов. В настоящее время ведется предварительная работа по ряду направлений, прорабатываются новые проекты экономического сотрудничества между двумя нашими странами. Рабочий визит премьер-министра Малайзии господина Махатхира Мохамада в Хабаровский край и в Бурятию, состоявшийся в августе 1999 года, продемонстрировал интерес малайзийской стороны к дальнейшему развитию сотрудничества с Россией в области авиационной промышленности и судостроения. Имеется также интерес малайзийских компаний к сотрудничеству по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Следует отметить крупный инвестиционный российско-малайзийский проект в области лесозаготовок и деревообрабатывающей промышленности. Одна крупная малайзийская компания из штата Саравак получила концессию на лесозаготовку в Хабаровском крае. За прошедшие годы было проведено несколько выставок, на которых были в том числе представлены экспонаты российских технологий гражданских проектов. Хотя надо отметить, что в этой области нет каких-либо значительных успехов. Это связано с медленным процессом конверсии российских военных производств.
- Каковы ваши впечатления от работы нынешней международной авиакосмической выставки на Лангкави LIMA-99? Что изменилось по сравнению с предыдущими выставками на Лангкави?
- Начиная с 1991 года подобные выставки проводились на Лангкави раз в два года. За это время значительно расширилась малайзийская часть экспозиции. Правительство Малайзии одобрило проект для авиакосмической промышленности (blueprint for the aerospace industry). Две характерные черты нынешней выставки - это появление малайзийских компаний совместно с иностранными партнерами, в том числе и с российскими, и расширенный морской компонент выставки. В партнерстве с иностранными компаниями (в том числе российскими, британскими, итальянскими) здесь был создан Авиакосмический центр технического обслуживания. Надо сказать, что малайзийский и региональный рынок стран Юго-Восточной Азии весьма перспективный. Занять достойное место на этом рынке не так просто, учитывая острую конкуренцию со стороны ведущих мировых производителей, таких, как "Бритиш Эйрвейз" (Великобритания) и "Боинг" (США), "Маркони", "Аления" (Италия).
Куала-Лумпур