0
2346
Газета Экономика Интернет-версия

03.03.2000 00:00:00

Что скажет Парижский клуб?

Тэги: Парижский клуб, долг


САМО название "Парижский клуб" не совсем точное, хотя это неформальное объединение (созданное в 1956 году), а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, а главное - нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение нашей страны заключается в том, что мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (около 40 млрд. долл.) и одновременно кредитора других (50-100 млрд. долл.).

В рамках базового соглашения (1996 год) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами - членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей.

Сам факт членства России в Парижском клубе - явление для нас положительное с точки зрения нашего статуса как кредитора. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса - 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, что не давало Западу возможности до конца проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, могут ставить перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности. Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях.

Соглашение с Лондонским клубом дает России самое важное - возможность продолжать диалог с западными рынками, нормализовать отношения с инвесторами и, изучив впоследствии рыночную конъюнктуру, выпустить новые долговые инструменты. При этом, конечно, должны быть учтены прошлые ошибки, основные из которых - несоблюдение безопасных пределов новых заимствований и их значительное превышение над объемами ежегодных выплат, отсутствие экономически обоснованной стратегии сочетания внешнего и внутреннего рынков, отсутствие оптимальной структуры заимствований по срокам и портфелю, а также непродуманная политика самих антикризисных мер. Пока по замыслу Россия должна получить не только возможность не увеличивать объем выплат по внешнему долгу, но и потенциально незапланированное уменьшение расходов бюджета на его обслуживание: соглашение предусматривает ставку купонного дохода ниже минимальной рыночной, что дает экономию по обслуживанию долга уже в 2000 году в 6 млрд. долл. (всего в ближайшие 7 лет экономия составит 13 млрд. долл.).

В соответствии с практикой поведения должника Россия вправе просить Парижский клуб (переговоры с которым назначены на вторую половину 2000 года), чтобы условия реструктуризации были сравнимы с условиями по Лондонскому клубу. Единственная серьезная проблема заключается в том, что задолженность перед Парижским клубом не оформлена в ценные бумаги. При достижении договоренности с Лондонским клубом весомым аргументом было переоформление долга бывшего СССР в еврооблигации, то есть в новый российский долг. В переговорах с Парижским клубом необходимо будет учитывать equal treatment (одинаковое отношение ко всем кредиторам). Получить лучшие условия, и прежде всего аналогичный объем списания, в переговорах с Парижским клубом России вряд ли удастся. В похожих ситуациях примерный уровень облегчения долгового бремени, на которое идет клуб, составляет около 20% (правда, были случаи, в том числе и со стороны России, когда самым бедным странам списывалось и до 80%), хотя России трудно будет это обосновать при высоких ценах на нефть и улучшении экономической ситуации. Реструктуризация же долга без первоначального списания сопряжена с тем, что новый график выплат может быть растянут на 50 и более лет. Россия может также попытаться обменять свой долг Парижскому клубу на долги бывшему СССР со стороны третьих государств, однако из-за значительной разницы в объемах этих долгов для принятия такого решения, вероятно, потребуется серьезное политическое обоснование. В то же время отношения России со странами "большой семерки" и с МВФ пока складываются не в нашу пользу.

Россия - пока единственная страна с большим внешним долгом, которая договорилась с Лондонским клубом раньше, чем с Парижским. Соглашение России с Лондонским клубом кредиторов создало прецедент быстрой, прагматичной и рыночно ориентированной реструктуризации долгов. Держатели облигаций не возбуждали судебных дел, и ситуация не превратилась в хаос. Тем не менее в будущем вряд ли будет существовать какая-то универсальная модель для реструктуризации бондов, и в каждом случае придется искать наиболее оптимальное решение. Государственные облигации в принципе не должны быть легко реструктурируемыми, поскольку в противном случае это будет побуждать правительства к объявлению дефолта по долгам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1874
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4497
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2453
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2805

Другие новости