0
1217
Газета Экономика Интернет-версия

06.12.2000 00:00:00

"Черная дыра" или "локомотив экономики"?

Иван Силаев

Об авторе: Иван Степанович Силаев - председатель Международного союза машиностроителей, бывший премьер-министр РСФСР.


Третьего декабря 2000 года исполнилось 10 лет со дня принятия внеочередным съездом народных депутатов РСФСР постановления "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса". Постановление было принято по докладу правительства РФ "О земельной реформе в России".

Указанным постановлением предусматривалось выполнение конкретных мер по его реализации. Всем федеральным и местным исполнительным органам предписывалось в своей практической деятельности создать приоритет развитию агропромышленного комплекса, ежегодное выделение для реализации программы не менее 15% национального дохода РФ, предусматривалось создание государственного комитета РФ по земельной реформе с его органами на местах.

Но самым главным, исторически важным, был пункт 4 постановления: "┘съезд народных депутатов РСФСР подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживает развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций..."

Единственным негативным моментом постановления была запись: "┘В течение 10 лет с момента приобретения прав собственности на земельный участок его купля-продажа не допускается". Эта запись была внесена по требованию депутатов-коммунистов во главе с Лапшиным. Мы пошли на это, будучи твердо уверенными, что не пройдет и двух-трех лет успешной реализации реформы и сама жизнь ликвидирует эту запись. С первых дней 91-го года правительство совместно с частью Верховного совета, руководителями регионов приступило к реализации основных положений программы. Прежде всего в бюджете на 1991 год было в полном объеме предусмотрено финансирование программы (15% национального дохода) - 64 млрд. руб., в том числе 1 млрд. руб. для фермерских хозяйств. Фермеры "первой волны" до сих пор помнят этот миллиард, позволивший им стать элитой фермерского корпуса России. В это же время было реализовано три очень серьезных организационных мероприятия: создан и начал функционировать государственный комитет РФ по земельной реформе с его отделениями на местах; фермерские, крестьянские хозяйства стали стремительно расти и объединяться в ассоциации - в районные, региональные и, как следствие, была создана Российская ассоциация крестьянских, фермерских хозяйств - АККОР; принято постановление, отменяющее жесткие рамки размеров дачных участков (с 0,06 га до 0,20 га и более) и размеров домиков на них. Для реализации постановления из фонда сельхозугодий, расположенных вблизи городов, горожанам было выделено 3 млн. га, в основном неиспользуемых земель, а в пригородах крупнейших городов на эти цели было отчуждено до 3% колхозных и совхозных земель.

Земля была освоена горожанами за 1-1,5 года, во-вторых, что особенно впечатляет, даже изумляет, уже к исходу 1995 года личные подсобные хозяйства производили в общем объеме производства 91% картофеля, 76% овощей, 47% молока и до 50% мяса и птицы, по существу, горожане сами спасли себя от голода!

В статье "Уроки аграрной реформы 1991-1998 гг. в России" заведующий сектором аграрных проблем института США и Канады РАН Борис Черняков пишет: "Фермеризация страны в первые годы реформ показала, что такая реформа хозяйствования не чужда отдельной части крестьянского населения". Далее приводятся цифры роста фермерских хозяйств в первые годы реформы: начало 1991 года - 4,4 тыс. хозяйств; начало 1994 года - 270 тыс. хозяйств.

За неполные четыре года количество фермерских хозяйств в стране увеличилось в 60 раз! Без всякого принуждения! При этом наиболее бурный рост фермерских хозяйств происходил не в самых бедных регионах, а таких, как Центрально-Черноземный, Поволжский, Юго-Западный и др.

Земельная реформа была провалена

Приведенная Черняковым динамика развития фермерства с первого года аграрной реформы показывает, что лучшая часть крестьянства, энергичная, трудолюбивая, умеющая работать на земле, увидела в фермерстве возможность раскрепощения, возможность работать на собственной земле, самому распоряжаться результатами своего труда. Но┘ Пришедшая на смену первому правительству команда Гайдара поставила крест на реформе, а крестьянство, названное Столыпиным "солью земли русской", отнесла к "красно-коричневым". Чиновники последующих правительств пошли дальше, назвав сельское хозяйство "черной дырой", вспоминая о нем два раза в год - ранней весной и поздней осенью.

Постановление внеочередного Второго съезда народных депутатов России "О Программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса", принятое по докладу правительства "О земельной реформе в России" 3 декабря 1990 года было и остается важнейшим историческим программным документом, содержащим в себе основные принципы перехода к рыночным отношениям в важнейшей сфере народного хозяйства страны - в сельском хозяйстве.

Переход на новые условия хозяйствования на селе показал полную несовместимость колхозной системы с рыночными отношениями. Выражаясь языком марксистско-ленинского учения "о базисе и надстройке", колхозный базис вошел в противоречие с рыночной надстройкой. Отсюда разорение основной массы колхозов (на городском языке - банкротство) и стремительный рост крестьянских (фермерских) хозяйств - нового базиса на селе, в основе которого - свободное предпринимательство, базирующееся на частной собственности на землю как средстве производства и на реализации произведенной продукции на тех рынках, где это более выгодно сельскому предпринимателю, т.е. крестьянину, фермеру, кооператору и др.

Земельная реформа, утвержденная высшим законодательным органом России - съездом народных депутатов (1200 депутатов), оказалась проваленной практически уже на втором году ее реализации, именно - проваленной, по двум основным причинам.

Усилиями оппозиции крестьянам было отказано в праве частной собственности на землю. Циничности такого поведения оппозиции не знает мировая практика. Как известно, через три года (в 1993 году) право частной собственности на землю было зафиксировано в Конституции РФ - Основном законе страны (статья 9, п.1: "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории"; п.2: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности"), но и этот Закон не выполняется до сих пор вследствие бойкотирования все той же оппозицией принятия нормативных актов по этому вопросу. Невероятно, но факт - в состав оппозиции входит... Аграрная группа депутатов Думы во главе с ее руководителем Харитоновым.

Вторая причина - финансирование сельского хозяйства. Обратившись к данным из вышеназванного аналитического материала Бориса Чернякова, мы увидим, что правительство Гайдара уже в первый год своей деятельности сократило объем финансирования села почти в три раза - с 37,4 млрд. руб. в 1991 году до 12,9 млрд. руб. в 1992 году.

Последующие правительства сократили объемы финансирования еще в 8 раз.

Таким образом, за период с 1992 по 1997 год объемы финансирования сельского хозяйства сократились в 24 раза (!), и в то же время доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась за этот же период немногим более чем в два раза, но это произошло не только и даже не столько за счет сокращения объема производства сельскохозяйственной продукции, а главным образом за счет относительного снижения цен на продукцию сельского хозяйства в сравнении с ценами на промышленную продукцию после снятия контроля над ценами в 1992 году (более чем в 4 раза).

"Достойная жизнь"

Сейчас в истории российского крестьянства наступил критический момент, появился шанс занять достойное место в новом обществе.

В открытом письме избирателям В.Путин сказал: "┘Если и искать лозунг для моей предвыборной позиции, то он очень простой. Это - достойная жизнь. Достойная в том самом смысле, какой ее хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Так вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком".

Когда говорят о странах, богатых природными ресурсами, каковой является и Россия, то имеют в виду прежде всего нефть, газ, другие полезные ископаемые, являющиеся источником высоких доходов, валютных поступлений. В их разработку и добычу вкладываются миллиардные инвестиции. Но есть еще один природный ресурс - единственный в своем роде и незаменимый. Это - сама земля. В качестве стратегического ресурса она важнее, чем все остальные вместе взятые. Во-первых, запасы нефти, газа, других ресурсов невозобновляемы и стремительно иссякают, земля же может плодоносить практически бесконечно при правильном с ней обращении. Следовательно, она не только возобновляемый, но и приумножаемый ресурс, если использовать при ее эксплуатации новейшие агротехнологии. Во-вторых, традиционные ресурсы, и в первую очередь нефть и газ, экологически опасны, являются потенциальными источниками техногенных катастроф. Земля рождает экологически чистую продукцию. И, в-третьих, продукция наших крестьян может стать самой конкурентоспособной как на российском, так и на внешнем рынках.

Говорят, что Россия - страна парадоксов. Есть он и здесь и заключается в том, что те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых - самая высокооплачиваемая категория, крестьяне же, наши кормильцы, - самая бедная часть населения (беднее разве что бомжи).

Как уже говорилось в начале статьи, в 4-м пункте Постановления II съезда народных депутатов России было сказано: "┘съезд поддерживает развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций┘" Я согласен с этим, и сейчас единственно, что должно быть обеспечено - свобода выбора. Сам же я был и остаюсь сторонником фермерской системы хозяйствования как наиболее прогрессивной и эффективной.

Известно всем, сколь эффективно малое предпринимательство в современной рыночной экономике. Удельный вес его продукции в общем объеме валового внутреннего продукта в ведущих странах достигает 50 и более процентов ВВП. По динамичности развития, гибкости реагирования на рыночную конъюнктуру, быстроте реализации в производство достижений научно-технического прогресса малое предпринимательство можно смело назвать скоростным (!) локомотивом экономики. Фермерское хозяйство - это то же малое предпринимательство, только функционирующее в более сложных условиях и с высокой степенью риска, связанного с капризами погоды. Следовательно, крестьянин, фермер сегодня не "кормилец" города, а свободный предприниматель малого и среднего бизнеса в важнейшей сфере - сфере продовольствия. Фермерское хозяйство в рыночных условиях - это, как и в городе, малое предприятие, это наиболее мобильная и эффективная форма организации производства и реализации продукции на рынке.

Для реализации преимуществ фермерской системы необходимо принять ряд принципиальных решений: распространить на фермеров действие Закона "О малых предприятиях" и организовать соответствующую федеральную структуру (аналог Госкомитета по поддержке малого предпринимательства); в соответствии со статьей 9 Конституции РФ принять закон о частной собственности на сельскохозяйственные земли.

И, наконец, еще один принципиальный вопрос, который необходимо решать независимо от форм хозяйствования. Речь идет о рудименте, называемом "Аграрно-промышленный комплекс". Для плановой системы он, возможно, и был полезен, сейчас же он не только бессмыслен, но и крайне вреден для аграрной его части. В самом деле, есть три совершенно разных отрасли, не связанных ни технологически, ни организационно, ни тем более административно, - сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья и реализация готовой продукции. Проблема не в том, как назвать рыночные отношения этих отраслей, а в том, что каждая из них имеет свою экономическую эффективность: практически убыточное (во всем мире) сельское хозяйство; среднерентабельное сельскохозяйственное машиностроение; высокодоходная переработка сырья и реализация готовой продукции.

В этой "компании" сельскохозяйственная отрасль является нищим родственником, т.к. низкая стоимость сельхозсырья по отношению к готовой продукции двух других, особенно перерабатывающей, не оставляет крестьянству никаких шансов на паритет при выделении финансовых госсредств, кредитов и т.д.

Как известно, история повторяется дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс. Трагедию крестьянства мы уже пережили. И только от нас зависит, превратится ли сегодняшнее положение российского крестьянства в фарс или станет началом его возрождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1657
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
812
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4113
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3197

Другие новости