В Государственной Думе 26 января 2001 г. состоятся парламентские слушания по вопросу предстоящей ратификации Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Перед депутатами и другими участниками слушаний встанет нелегкая задача оценить сложнейший юридический документ вместе с приложениями и связанным с ним протоколом к ДЭХ по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическими аспектам. Помочь разобраться в хитросплетениях юридического языка призвана команда экспертов, состоящая в основном из участников переговорного процесса по разработке ДЭХ.
ДЭХ носит широкий комплексный характер - Договор одновременно является и инвестиционным соглашением, и торговым, и транспортным, имея в виду его положения о транзите. В целом документ направлен на установление единых для всех подписавших ДЭХ стран норм, правил и гарантий, обеспечивающих правовую защиту интересов предприятий стран - участниц ДЭХ, действующих в топливно-энергетических комплексах в таких областях, как инвестиции, внешняя торговля, транзит и юридические процедуры разрешения споров. Кроме того, правовая компетенция ДЭХ распространяется и на такие вопросы, как передача технологий, доступ к капиталу, конкуренция, экологические аспекты, государственные предприятия, суверенитет над природными ресурсами. И в каждой сфере своего действия ДЭХ устанавливает единые "правила игры", в одних случаях - жесткие, в других - допускающие отклонения от норм.
Главным блоком ДЭХ являются его статьи о поощрении и защите капиталовложений, предусматривающие предоставление иностранным инвесторам режима не менее благоприятного, чем тот, который договаривающаяся сторона предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны или третьего государства в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.
Положения об инвестиционном режиме подкрепляются рядом статей, предусматривающих содействие инвестору на базе своих национальных законов, допуск ключевого персонала, необходимого для осуществления и функционирования инвестиций, определяющих порядок выплаты компенсаций в случаях национализации, нанесения ущерба или реквизиции инвестиций на территории договаривающейся стороны, ее вооруженными силами или властями, регулирующими осуществление платежей, связанных с инвестициями. В целом инвестиционный блок ДЭХ существенно дополняет российское инвестиционное законодательство, сближая его с нормами, действующими в международном инвестиционном сотрудничестве. Такое сближение законодательных норм обещает защитить российские предприятия, осуществляющие инвестиции за рубежом.
Второй блок статей ДЭХ связан с осуществлением внешнеторговых операций и направлен в основном на преодоление различий между подписавшими ДЭХ странами, вызываемых их участием в ВТО. ДЭХ в этом отношении обеспечивает предоставление странам, не являющимся членами ВТО, режима в торговле, близкого к режиму ВТО. Это дает дополнительные гарантии российскому экспорту топливно-энергетических товаров, особенно товаров глубокой степени обработки, избегать более высокого уровня таможенного обложения, а также защититься от актов дискриминации. В то же время эти положения создают дополнительные предпосылки для ускорения присоединения России к ВТО, поскольку этот процесс не по вине нашей страны слишком затянулся.
И, наконец, третий блок вопросов, связанных с транспортировкой топливно-энергетических товаров к потребителю, решается с помощью специальной статьи о транзите, провозглашающей основополагающий принцип свободы перемещения и обеспечение сглаживания различий по происхождению товаров, месту их назначения или владельцу транзитируемого товара. Статья требует не применять к транзиту дискриминационных тарифов, основанных на перечисленных выше различиях, а также не допускать чрезмерных задержек товаров в пути, не подвергать их ограничениям или сборам. Важными аспектами этой статьи являются положения о распространении на транзитный груз национального режима и о непрекращении на срок до 16 месяцев осуществления транзита в случае возникновения спора между договаривающимися странами.
Важной составной частью ДЭХ являются статья о суверенитете над энергетическими ресурсами и статья об изъятиях. Первая четко формулирует признание государственного суверенитета и суверенных прав каждой договаривающейся стороны в отношении энергетических ресурсов, а вторая среди причин, позволяющих не соблюдать ДЭХ, называет меры по защите интересов безопасности сторон, меры по поддержанию общественного порядка и ряд других общепринятых мер, обеспечивающих распределение топливно-энергетических товаров в условиях дефицита.
Важно отметить, что в развитие положения о суверенитете над энергетическими ресурсами ДЭХ предусматривает, что каждое государство сохраняет право решать, какие географические районы в пределах его территории будут выделены для разведки и разработки энергетических ресурсов, а также какими темпами они могут эксплуатироваться. Государство имеет право определять и распоряжаться любыми налогами, роялти или другими финансовыми выплатами, возникающими в результате поисковых работ и эксплуатации месторождений. Оно регулирует аспекты охраны окружающей среды и безопасности, разведки, разработки и освоения на своей территории, сохраняя при этом право прямого участия или участия через государственные предприятия.
Для создания нормального, предсказуемого инвестиционного режима важное значение имеют статьи ДЭХ о разрешении споров. Этот блок статей обеспечивает иностранных инвесторов широкой гаммой возможностей по выбору процедуры и регламентов разрешения споров и учреждений по их разбирательству, что соответственно улучшает инвестиционный климат стран, участвующих в ДЭХ.
Вступление в силу ДЭХ не наносит какого-либо ущерба странам в традиционных объединениях, связанных многосторонними соглашениями в области экономического сотрудничества. В нашем случае это относится к СНГ, преференциальный режим которого не будет распространяться на других участников ДЭХ.
Рассматривая вопрос о ратификации ДЭХ, необходимо учитывать, что Договор распространяет свое действие практически на все виды деятельности ТЭК России и номенклатуру производимой им продукции. Так, в сферу действия ДЭХ входят разведка, добыча, переработка, производство, хранение, транспортировка по суше, передача, распределение, торговля, сбыт или продажа энергетических материалов и продуктов. С другой стороны, под юрисдикцию ДЭХ подпадают нефть, нефтепродукты, газы нефтяные и углеводороды, продукты их переработки, уголь, лигниты, кокс, торф, масла, электроэнергия, уран, древесина топливная. Учитывая широкую номенклатуру топливно-энергетических товаров и видов деятельности, на которые распространяет свое действие ДЭХ, принятие решения о ратификации должно быть взвешенным, учитывающим интересы всех подразделений ТЭК. Принимающие решение о ратификации ДЭХ должны также учитывать, что положения Договора основаны на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, которые Россия должна подписать при вступлении во Всемирную торговую организацию.
Учитывая все то, что открывается в связи с вступлением в силу ДЭХ для России, нельзя не заметить и ряд недоработок и недочетов. К числу наиболее существенных можно отнести слабость положения о предоставлении национального режима иностранному инвестору на прединвестиционной стадии, когда в соответствующей статье подчеркивается, что договаривающаяся сторона будет стремиться предоставить такой режим. Однако в российском законодательстве четко прописано, что "правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам". (Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 июля 1999 г., статья 4(11 ). )
ДЭХ проигрывает и от перевода на двусторонний уровень проблем торговли с ЕЭС ядерным топливом, что пока не позволяет России развернуть свои экспортные возможности на этом участке международной торговли.
Также ДЭХ не предусматривает механизма, гарантирующего минимизацию рисков в связи с неожиданными изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков по привлекаемым иностранным и отечественным инвестициям для расширения производства топливно-энергетических ресурсов. Имеются и другие недоработки, снижающие эффект от действия Договора. Вместе с тем нельзя не согласиться, что многое можно исправить путем разработки предусмотренных Договором протоколов к нему и обычным внесением изменений согласно установленной в ДЭХ процедуре. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь после ратификации Договора.
ДЭХ не впервые предстает перед судом депутатского корпуса страны. Этому документу были посвящены парламентские слушания, проведенные Государственной Думой прошлого созыва 17 июля 1997 г. Тогда Дума рекомендовала временно отложить ратификацию ДЭХ, мотивируя это необходимостью использовать мероприятие в ходе переговоров по вступлению в ВТО.