0
1119
Газета Экономика Интернет-версия

02.06.2001 00:00:00

Бюджетная революция началась

Игорь Лисиненко

Об авторе: Игорь Лисиненко - председатель парламентского объединения "Деловая Россия", доктор экономических наук.

Тэги: бюджет, революция, реформа


МЕНЬШЕ чем через месяц правительство будет рассматривать проект бюджета 2002 года, однако многие бюджетные проблемы до сих пор находятся в стадии обсуждения.

Историю цивилизованного бюджетного процесса в России необходимо отсчитывать с 1999 года. Ибо все предыдущие годы то, что принимала Госдума, назвать нормальным бюджетом нельзя. В 1997 году не успели бюджет принять, как тут же был введен секвестр, о бюджете 1998 года и говорить не приходится. А бюджеты 1992-1996 годов скорее напоминали тришкин кафтан.

Осенью 1998 года, явно под влиянием августовского кризиса и нежелания портить кровь "своему" премьер-министру Евгению Примакову, прокоммунистическая Госдума впервые принимает действительно сбалансированный, без лоббистского раздувания затрат, федеральный бюджет. Он был исполнен с первичным профицитом в 140 млрд. руб. Но значительная часть из них ушла на покрытие заложенных в бюджет, но так и не полученных внешних займов. Именно тогда и начала складываться практика, при которой в распоряжении правительства оказывались свободные от бюджетных назначений средства, которые оно тратило вне бюджетного процесса и без предварительного согласования с Госдумой, оформляя свои действия поправками в бюджет практически задним числом.

Эта практика продолжилась и в 2000 году, когда дополнительные доходы бюджета составили 299 млрд. руб. Но теперь уже Госдума была, как говорится, на низком старте и затеяла осенью прошлого года самый настоящий торг с правительством о направлениях их расходования. Для правительства такой поворот в бюджетном процессе оказался малоприемлем, ибо торг с Госдумой вокруг бюджета становится непрерывным - сначала в процессе его принятия, а затем в процессе исполнения.

Именно об этом торге и говорил президент в своем Послании Федеральному собранию: "...при нынешнем порядке принятия бюджета этот торг возникает неизбежно", - и предложил формировать бюджет из двух частей - бюджет текущих обязательств государства, который Госдума или принимает, или отклоняет, и бюджет, формирующийся за счет дополнительных доходов, своего рода переходящий запас правительства, который должен тратиться под контролем Госдумы и в проект которого депутаты смогут вносить свои поправки и замечания.

Это предложение президента снимает главное противоречие бюджетного процесса: между бюджетом как планом расходов государства при его принятии и бюджетом как фактом этих расходов при его исполнении. Фактом, который зависит от реально складывающейся ситуации с поступлением доходов.

Впервые идея "двух бюджетов" была озвучена помощником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым в сентябре прошлого года. Поначалу это предложение было воспринято более чем прохладно. Ведь оно достаточно сильно ломало бюджетный процесс. А в своей развернутой форме - с закреплением за второй частью бюджета собственных налоговых источников - и вовсе становилось своего рода бюджетной революцией.

В широком смысле президент предложил сделать не столь радикальную, а скорее мягкую, "бархатную" бюджетную революцию, без коренного изменения существующих бюджетных технологий, без срочного создания бюджетных процедур для второй части, но с полным сохранением смысла предложений Илларионова. Ведь это действительно поможет от вечно дефицитных бюджетов нашего совсем недавнего прошлого перейти к подлинно бездефицитному бюджету, который опирается не только на внутреннюю сбалансированность, но и на устойчивые переходящие резервы.

Остановился президент в своем Послании Федеральному собранию и на другом не менее важном обстоятельстве - налоговых послаблениях, которые не нужны "сами по себе". Президент считает, что они "┘должны помогать и работать в первую очередь на тех, кто честно платит налоги". Предприятия, добиваясь любыми путями налоговых льгот, не просто подрывают региональные бюджеты, но и выпадают из конкурентного, рыночного пространства, могут позволить себе демпинговать. И такую ситуацию цивилизованной назвать никак нельзя. За 2000 год регионы раздали "своим" предприятиям налоговых льгот на 80 млрд. руб. Казалось бы, не так уж и много. Ведь консолидированный бюджет составляет без малого 2,5 трлн. руб. Но это как посмотреть. Ведь дефицитны бюджеты 90% российских регионов, и они тоже раздают льготы своим предприятиям. А покрывает их федеральный бюджет в основном за счет дополнительной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.

В прошлом году резко проявилась и еще одна бюджетная проблема. Отечественные бюджетополучатели крайне неохотно приоткрывают завесу над своими внебюджетными доходами. По данным Федерального казначейства, за прошлый год они получили 107 млрд. руб. подобных доходов, а объявили в своих отделениях казначейства, которые их и финансируют, лишь 1,2 млрд. руб., которые и были потрачены по прямому назначению - финансированию основной деятельности.

В своем Послании президент прямо сказал о "скрытой коммерциализации" больниц, школ и других бюджетополучателей. Есть дополнительные доходы у наших бюджетников, и немаленькие. Но вот ни в зарплату персонала, ни в платежи за услуги жилищно-коммунального хозяйства они не трансформируются. А ведь если просуммировать только эти две приведенные нами цифры - 80 и 107 млрд. руб., - то этих средств хватит, чтобы почти полностью покрыть задолженность предприятий ЖКХ перед своими поставщиками: сейчас она составляет около 250 млрд. руб.

Происходящее закрепление налоговых источников за властями различных уровней, отчетливо наметившееся в прошлом году, ныне породило в регионах новую проблему - внутрирегиональный "бюджетный сепаратизм". Так же, как в начале 90-х годов, когда из состава Тюменской области выделились два вновь образовавшихся субъекта федерации, так и сейчас вокруг рентабельных и платежеспособных предприятий так и норовят появиться новые муниципальные образования, дабы местные налоги с этого объекта доставались им целиком.

Эта проблема схожа с теми процессами, которые наблюдались в нашей экономике все 90-е годы, когда несколько регионов умудрились "взять столько суверенитета", что вообще переставали платить федеральные налоги. Преодолеть эту тенденцию удалось окончательно только в этом году. И сейчас настало время федеральному Центру оказать помощь регионам в преодолении теперь уже их внутреннего "бюджетного сепаратизма".

Но и потенциал конфликтов на бюджетной почве между Центром и регионами до конца еще, по-видимому, не исчерпан. Новый поворот здесь создает проект 25-й главы Налогового кодекса "О налоге на прибыль", работа по принятию которой сейчас идет в Госдуме. Ставку в 35% налога предложено делить между всеми уровнями властной иерархии: 10% - в федеральный, 20% - в региональные бюджеты, а 5% - в бюджеты муниципальных образований. И здесь возникает юридически очень непростой вопрос: 20% в бюджет региона - это региональный налог, или все же федеральный? Если он региональный, то чехарда со льготами может продолжаться и дальше. А ныне это уже недопустимо. Да к тому же у самых небольших и высокодотационных регионов может появиться соблазн к перетаскиванию к себе крупных налогоплательщиков, когда даже четверть их платежей по налогу на прибыль будет огромным доходом для бюджетов. Сам же крупный регион, где находятся предприятия "сбежавшего" налогоплательщика, льгот и поблажек никаких не дает. А брешь образуется именно в его бюджете, и закрывать ее опять придется из федерального Центра. Юридические возможности для такой манипуляции до сих пор в нашем законодательстве присутствуют, и закрыть их не так просто. Но и мириться с существованием на российской земле внутренних офшоров больше нельзя.

Дабы избежать этой ситуации, правительство предлагает свои 10% и региональные 20% считать федеральным налогом. Тогда у регионов исчезает право давать по нему льготы, а бегство во внутренний офшор становится бессмысленным.

Но и этот подход обладает существенным изъяном. Если налог федеральный, регулирующий, то, по сложившейся практике, изменять пропорции дележа между Центром и регионами можно ежегодно при принятии очередного бюджета. Это обстоятельство весьма настораживает губернаторов. И понять их можно. Ведь если у Центра наступят трудные времена, к примеру из-за пика платежей по внешним долгам в 2003 году, то он с большой вероятностью может воспользоваться своим правом решить проблемы федерального бюджета за счет бюджетов регионов.

Президент в своем Бюджетном послании в значительной степени разрешил эту проблему, указав, что "необходимо обеспечить стабильность источников формирования региональных и местных бюджетов", закрепив за ними не только региональные налоги, но и значительную часть "поступлений налога на прибыль". Это указание президента, по идее, должно снять напряжение в отношениях Центра и регионов относительно региональной части налога на прибыль в 20%, подлежащей налогообложению.

Бюджет - тема неисчерпаемая и проблематичная. Много вопросов вызывает система межбюджетных отношений и бюджетного федерализма. Но сегодня главный шаг сделан, в стране начинается бюджетная революция, необходимость которой продиктована самой жизнью. Начинается своевременно, в весьма благоприятных условиях, которые просто нельзя упускать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1399
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1334
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1561
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1287

Другие новости