Смена стратегии
Пессимистические прогнозы добычи нефти в стране, которые одно время были в ходу, оказались неверными. В них не были учтены такие изменения, как начавшийся уже в 1999-2000 гг. экономический подъем и высокие мировые цены на нефть. В 2002 г. добыча нефти превзошла самый низкий уровень на 90 млн. тонн, а в нынешнем превышение может составить уже 110-120 млн. тонн. Поэтому совет директоров "Транснефти" в марте принял решение прекратить действие прежней программы развития. Фактически же реконструкция системы началась уже с 2000 г.
Сегодня "Транснефть" работает в режиме предельной нагрузки. Между тем отечественный и международный опыт показывает, что оптимальна 80-процентная загрузка, позволяющая обеспечивать необходимый уровень безопасности системы и осуществлять маневрирование мощностями. В правительстве и в самой "Транснефти" полагают, что решать проблему следует двумя основными способами. Во-первых, строительством новых и расширением существующих нефтепроводных систем; во-вторых, реконструкцией существующих магистральных нефтепроводов. Есть и еще один технологический способ. По мнению вице-премьера правительства РФ Виктора Христенко, который возглавляет совет директоров АК "Транснефть", за счет смешения различных сортов нефти можно уже сейчас увеличить объем прокачки на 10 млн. тонн в год, за счет реконструкции НПС - на 16-19 млн. тонн.
Расширение трубопроводной системы "Транснефти" происходит постоянно. Так, во время недавнего посещения Михаилом Касьяновым порта Новороссийск стало ясно, что дочернее предприятие "Транснефти", компания "Черномортранснефть", за последние три года увеличила пропускную способность своего нефтеналивного терминала с 32 млн. тонн в год до 45 млн. Но система функционирует на пределе возможного. Поэтому разработано несколько вариантов повышения ее мощности до 60 млн. тонн. На это потребуется от 409 млн. до 1,2 млрд. долл. инвестиций.
Ставка на собственные силы
Самый актуальный сегодня проект "Транснефти" - увеличение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС) с нынешних 12 млн. тонн нефти в год до 50 млн. тонн уже в следующем году. Финансирование строительства должно вестись за счет кредитных заимствований на внутреннем рынке. 14 мая на заседании совета директоров "Транснефти" необходимые кредитные ресурсы были оценены в 32 млрд. руб., остальное - за счет собственных средств. Предполагается обеспечить "внешнее" финансирование строительства за счет трех инструментов: облигационного займа сроком на 3 года на сумму 12 млрд. руб.; 5-летнего и 7-летнего кредитов - каждый на сумму 10 млрд. руб. Это самый крупный облигационный заем в России по сравнению с занимающими сейчас первое место облигациями "Газпрома" (5 млрд. руб.).
Новость о развитии БТС за счет привлечения российских кредитных ресурсов свидетельствует о желании правительства еще раз продемонстрировать всем приоритетное значение этого маршрута на западном направлении российского нефтяного экспорта. К тому же эта система уже реально работает, в то время как другие проекты пока еще находятся лишь на разных стадиях конкретизации первичного замысла.
При создании первой очереди БТС компания "Транснефть", которая отвечала за сооружение нефтепровода, и правительство, по чьему поручению это делалось, столкнулись с проблемами - как финансовыми, так и в сфере законодательства о собственности. Из 540 млн. долл., которые потребовались тогда на финансирование работ, как минимум половина была обеспечена из текущих поступлений за транспортировку нефти и из той части тарифа на прокачку нефти, которая представляла собой отчисления в фонд Комплексной программы диагностики и реконструкции нефтепроводной системы "Транснефти". Еще 100 млн. долл. было получено за счет включения в тариф специальной инвестиционной составляющей. Руководители добывающих компаний выступили с протестом против стремления правительства получить у них значительные средства на строительство БТС, не дав ничего взамен. Этому они противопоставили свое требование: уступить им определенную долю участия в акционерном капитале системы либо по самой меньшей мере предоставить право приоритетного доступа к экспортной трубе системы.
Тогда аргументы нефтяников не были приняты правительством. Однако с тех пор положение дел в нефтяной отрасли и вокруг нее довольно существенно изменилось. На отношения между правительством и нефтяными компаниями все большее влияние оказывает усиливающаяся экономическая сила корпораций. Мы становимся свидетелями не только активизации российского нефтяного бизнеса, но и поиска новых схем и даже принципов отношений между частным корпоративным предпринимательством и государством в нашей стране.