0
1164
Газета Экономика Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

Вторая очередь БТС: наш ответ Лондону и Осло

Юрий Александров

Об авторе: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: нефть, газ, трудопроводы, бтс, англия, партнерство

Введена в строй вторая очередь Балтийской трубопроводной системы. Теперь ее мощность увеличилась с 12 до 18 млн. т в год. Событие само по себе немаловажное, учитывая большую напряженность, возникшую на северо-западном направлении российского нефтяного экспорта в результате непрерывного роста добычи нефти в стране. Всего с начала 2003 года пропускная способность трубопроводов "Транснефти" увеличилась на всех направлениях на 20 млн. т, а в целом за год прирост, по словам вице-премьера правительства РФ Виктора Христенко, должен достичь 40 млн. т. Так что вклад второй очереди БТС в эту копилку довольно значителен.

Новые планы

За время строительства изменились планы правительства. Когда БТС еще только планировалась и строилась ее первая очередь, полагали, что завершение работ второй очереди поставит точку в этом проекте. Но в марте 2003 года правительством было принято решение о переходе к реализации проекта БТС-3, которое, по словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, "перечеркнуло" БТС-2 как самостоятельный проект. Теперь речь идет уже не о 18 млн. т пропускной способности системы, а о 42 млн. т. Из них 12 млн. т обеспечат мощности первой очереди системы, а еще 30 млн. т - прирост мощности по проекту БТС-3. Более того, укладка на 708-километровом маршруте от Ярославля до Приморска труб диаметром 1020 мм даст дополнительный резерв пропускной способности системы в 5 млн. т.

БТС ориентирована на нефть Западной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с привлечением транзитной нефти из Казахстана и других государств СНГ. Ее перспективы (с учетом возможностей третьей очереди проекта) связаны со строительством нефтепровода Харьяга-Уса и с обеспечением транспортировки нефти отдельных месторождений в Ненецкой автономной области. Таким образом, речь идет о развитии инфраструктуры, способной обеспечить поставки на экспорт растущих объемов нефти как из традиционных районов ее добычи, так и из тех, которые только начинают осваиваться.

Решение о трансформации проекта БТС-2 в БТС-3 было принято правительством не спонтанно, а в процессе работы над Энергетической стратегией России до 2020 года. Среди приоритетов программы развития нефтетруботранспортной системы страны в рамках этой стратегии БТС отведено почетное второе место - сразу после работ по повышению пропускной способности уже существующих систем "Транснефти". Однако среди проектов нового нефтепроводного строительства БТС лидирует. Следом за ней в стратегии идет восточное направление (Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин), а Мурманский магистральный трубопровод (ММТ) из Западной Сибири на Кольский полуостров оценен как "актуальный". По словам вице-премьера Виктора Христенко, в ближайшее время АК "Транснефть" должна приступить к работе над ТЭО инвестиций по всем возможным вариантам маршрутов ММТ из районов добычи нефти к проектируемому Мурманскому нефтеналивному терминалу.

По решению правительства относительно фактической замены БТС-2 на БТС-3 и по расстановке акцентов в Энергетической стратегии России можно заключить: государство придает первостепенное значение развитию магистральной нефтетранспортной инфраструктуры на северо-западном направлении нефтяного экспорта - в Северную и Западную Европу. Во всяком случае, именно туда должна направляться через Балтийское море нефть из порта Приморск, венчающего БТС. Интерес к этому региону может подогреваться не только общими соображениями об увеличении спроса на энергоносители в странах Европы по мере роста их экономики. Немаловажное значение имеет и оценка перспектив добычи нефти в других странах - поставщиках региона, прежде всего в Великобритании и Норвегии.

Британия и Норвегия: нефтяные проблемы нарастают

Из обеих этих стран-нефтедобычиков последнее время поступает все больше сведений о нарастающих проблемах. Так, по данным British Petroleum, доказанных запасов нефти в Англии при сохранении нынешних темпов добычи может хватить не более чем на 5-8 лет из-за прогрессирующего истощения ее запасов в Северном море. Запасов газа - на 6-8 лет. В то же время трудно ожидать каких-то новых открытий в ближайшие годы. В Норвегии недавно произведена переоценка доказанных запасов нефти и газа на континентальном шельфе (уменьшены на 7%), имеются и другие сведения о сокращении в перспективе поставок норвежской нефти на экспорт. И уж во всяком случае, ни одна из этих стран не в состоянии догнать Россию по темпам роста добычи нефти.

Именно поэтому резко повысился интерес к российским энергоносителям в Великобритании. Ведь в России, по данным той же ВР, запасов нефти должно хватить на 22 года, газа - на 80 лет. Первым результатом меняющегося отношения к России стали поиски путей к налаживанию стратегического партнерства в энергетической области. Во время недавнего визита в Великобританию президента России был подписан меморандум о прокладке через Балтийское и Северное моря Северо-Европейского газопровода в страны Европы, включая Великобританию. Тогда же было объявлено о завершении формальной процедуры слияния российских активов Тюменской нефтяной компании и ВР. Но еще раньше на самом российском Северо-Западе начался ажиотаж вокруг лоббирования нефтяными компаниями самых разных проектов строительства на Балтике и Баренцевом море перевалочных и транспортных узлов для нефти и нефтепродуктов на экспорт.

Правительство уже высказалось в пользу допустимости участия частного капитала в строительстве магистральных нефтепроводов, сделав при этом жесткие оговорки о сохранении государственного контроля над экспортом нефти. Вместе с тем оно категорически против приватизации "Транснефти" как основного рычага государственного контроля в области транспортировки нефти. Для того чтобы сделать решения правительства независимыми от воли нефтяных компаний, было объявлено, что дальнейшее финансирование строительства БТС в размере 32 млрд. руб. должно осуществляться за счет кредитных заимствований на внутреннем рынке. А ФЭК приняла решение об увеличении с 1 июля тарифа за диспетчеризацию поставок нефти в среднем на 4,75% по системе АК "Транснефть", в том числе при поставке нефти на экспорт - на 10,2%. Это сделано для привлечения средств на обслуживание кредитов на строительство второй очереди БТС.

Из досье "НГ"
Первый этап работ по строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы завершился 4 июля вводом в эксплуатацию пускового комплекса НПС в поселке Палкино Ярославской области. Вторая очередь, включающая в себя строительство и подключение 179 км лупингов нефтепроводной системы диаметром 1020 мм на участках нефтепровода в районе 192-259-го км, 313-372-го км и 406-459-го км с переобвязкой в Палкине, способна увеличить мощность БТС с 12 до 18 млн. т нефти в год. Следующую очередь трубопроводной системы компания "Транснефть" планирует сдать в конце 2003 - начале 2004 года Будут полностью готовы вся линейная часть нефтепровода, НПС Палкино с резервуарным парком 95 тыс. куб. м и несколько дополнительных объектов порта Приморск. Таким образом, общая производительность нефтепроводной системы будет доведена до 30 млн. т нефти в год. К марту 2004 года, когда планируется полностью завершить строительство, производительность системы за счет ввода в эксплуатацию НПС Быково и Кириши достигнет 42 млн. т нефти в год. <br>
Решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы правительством было принято в 1999 году с целью обеспечения транспортировки нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири, Урало-Поволжья, а также Казахстана в Западную Европу через российский нефтеналивной терминал Приморск. На первом этапе был построено 2700 км трубы от поселка Харьяга в Ненецком автономном округе до порта Приморск на побережье Финского залива. После завершения строительства первой очереди в декабре 2001 года мощность трубопровода составляла 12 млн. т в год. <br>
Александр Темерко, заместитель председателя правления компании ЮКОС: "Запуск в декабре 2001 года первой очереди БТС дал возможность нашей компании поставлять на экспорт более 3 млн. тонн нефти. А бюджету страны в виде экспортных пошлин это дало около 75 млн. долл. Мы верим в коллектив этой компании и в то, что, как намечено недавно принятой правительством Энергетической стратегией, мощности "Транснефти" намного вырастут".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ПО "Роснефти" обеспечит отрасли импортозамещение

ПО "Роснефти" обеспечит отрасли импортозамещение

Татьяна Астафьева

Использование собственного программного обеспечения гарантирует компании независимость от иностранных поставщиков

0
774
Президента ДР Конго Чисекеди пытались отравить цианидом - Politico

Президента ДР Конго Чисекеди пытались отравить цианидом - Politico

0
214
Подразделения турецкой армии завершили подготовку к наземной операции в Сирии

Подразделения турецкой армии завершили подготовку к наземной операции в Сирии

0
398
Государственная пенсия становится аналогом прожиточного минимума

Государственная пенсия становится аналогом прожиточного минимума

Анастасия Башкатова

Правительство отдалило возможность накопить на старость

0
1493

Другие новости