0
1335
Газета Экономика Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

Вторая очередь БТС: наш ответ Лондону и Осло

Юрий Александров

Об авторе: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: нефть, газ, трудопроводы, бтс, англия, партнерство


Новые планы

За время строительства изменились планы правительства. Когда БТС еще только планировалась и строилась ее первая очередь, полагали, что завершение работ второй очереди поставит точку в этом проекте. Но в марте 2003 года правительством было принято решение о переходе к реализации проекта БТС-3, которое, по словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, "перечеркнуло" БТС-2 как самостоятельный проект. Теперь речь идет уже не о 18 млн. т пропускной способности системы, а о 42 млн. т. Из них 12 млн. т обеспечат мощности первой очереди системы, а еще 30 млн. т - прирост мощности по проекту БТС-3. Более того, укладка на 708-километровом маршруте от Ярославля до Приморска труб диаметром 1020 мм даст дополнительный резерв пропускной способности системы в 5 млн. т.

БТС ориентирована на нефть Западной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с привлечением транзитной нефти из Казахстана и других государств СНГ. Ее перспективы (с учетом возможностей третьей очереди проекта) связаны со строительством нефтепровода Харьяга-Уса и с обеспечением транспортировки нефти отдельных месторождений в Ненецкой автономной области. Таким образом, речь идет о развитии инфраструктуры, способной обеспечить поставки на экспорт растущих объемов нефти как из традиционных районов ее добычи, так и из тех, которые только начинают осваиваться.

Решение о трансформации проекта БТС-2 в БТС-3 было принято правительством не спонтанно, а в процессе работы над Энергетической стратегией России до 2020 года. Среди приоритетов программы развития нефтетруботранспортной системы страны в рамках этой стратегии БТС отведено почетное второе место - сразу после работ по повышению пропускной способности уже существующих систем "Транснефти". Однако среди проектов нового нефтепроводного строительства БТС лидирует. Следом за ней в стратегии идет восточное направление (Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин), а Мурманский магистральный трубопровод (ММТ) из Западной Сибири на Кольский полуостров оценен как "актуальный". По словам вице-премьера Виктора Христенко, в ближайшее время АК "Транснефть" должна приступить к работе над ТЭО инвестиций по всем возможным вариантам маршрутов ММТ из районов добычи нефти к проектируемому Мурманскому нефтеналивному терминалу.

По решению правительства относительно фактической замены БТС-2 на БТС-3 и по расстановке акцентов в Энергетической стратегии России можно заключить: государство придает первостепенное значение развитию магистральной нефтетранспортной инфраструктуры на северо-западном направлении нефтяного экспорта - в Северную и Западную Европу. Во всяком случае, именно туда должна направляться через Балтийское море нефть из порта Приморск, венчающего БТС. Интерес к этому региону может подогреваться не только общими соображениями об увеличении спроса на энергоносители в странах Европы по мере роста их экономики. Немаловажное значение имеет и оценка перспектив добычи нефти в других странах - поставщиках региона, прежде всего в Великобритании и Норвегии.

Британия и Норвегия: нефтяные проблемы нарастают

Из обеих этих стран-нефтедобычиков последнее время поступает все больше сведений о нарастающих проблемах. Так, по данным British Petroleum, доказанных запасов нефти в Англии при сохранении нынешних темпов добычи может хватить не более чем на 5-8 лет из-за прогрессирующего истощения ее запасов в Северном море. Запасов газа - на 6-8 лет. В то же время трудно ожидать каких-то новых открытий в ближайшие годы. В Норвегии недавно произведена переоценка доказанных запасов нефти и газа на континентальном шельфе (уменьшены на 7%), имеются и другие сведения о сокращении в перспективе поставок норвежской нефти на экспорт. И уж во всяком случае, ни одна из этих стран не в состоянии догнать Россию по темпам роста добычи нефти.

Именно поэтому резко повысился интерес к российским энергоносителям в Великобритании. Ведь в России, по данным той же ВР, запасов нефти должно хватить на 22 года, газа - на 80 лет. Первым результатом меняющегося отношения к России стали поиски путей к налаживанию стратегического партнерства в энергетической области. Во время недавнего визита в Великобританию президента России был подписан меморандум о прокладке через Балтийское и Северное моря Северо-Европейского газопровода в страны Европы, включая Великобританию. Тогда же было объявлено о завершении формальной процедуры слияния российских активов Тюменской нефтяной компании и ВР. Но еще раньше на самом российском Северо-Западе начался ажиотаж вокруг лоббирования нефтяными компаниями самых разных проектов строительства на Балтике и Баренцевом море перевалочных и транспортных узлов для нефти и нефтепродуктов на экспорт.

Правительство уже высказалось в пользу допустимости участия частного капитала в строительстве магистральных нефтепроводов, сделав при этом жесткие оговорки о сохранении государственного контроля над экспортом нефти. Вместе с тем оно категорически против приватизации "Транснефти" как основного рычага государственного контроля в области транспортировки нефти. Для того чтобы сделать решения правительства независимыми от воли нефтяных компаний, было объявлено, что дальнейшее финансирование строительства БТС в размере 32 млрд. руб. должно осуществляться за счет кредитных заимствований на внутреннем рынке. А ФЭК приняла решение об увеличении с 1 июля тарифа за диспетчеризацию поставок нефти в среднем на 4,75% по системе АК "Транснефть", в том числе при поставке нефти на экспорт - на 10,2%. Это сделано для привлечения средств на обслуживание кредитов на строительство второй очереди БТС.

Из досье "НГ"
Первый этап работ по строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы завершился 4 июля вводом в эксплуатацию пускового комплекса НПС в поселке Палкино Ярославской области. Вторая очередь, включающая в себя строительство и подключение 179 км лупингов нефтепроводной системы диаметром 1020 мм на участках нефтепровода в районе 192-259-го км, 313-372-го км и 406-459-го км с переобвязкой в Палкине, способна увеличить мощность БТС с 12 до 18 млн. т нефти в год. Следующую очередь трубопроводной системы компания "Транснефть" планирует сдать в конце 2003 - начале 2004 года Будут полностью готовы вся линейная часть нефтепровода, НПС Палкино с резервуарным парком 95 тыс. куб. м и несколько дополнительных объектов порта Приморск. Таким образом, общая производительность нефтепроводной системы будет доведена до 30 млн. т нефти в год. К марту 2004 года, когда планируется полностью завершить строительство, производительность системы за счет ввода в эксплуатацию НПС Быково и Кириши достигнет 42 млн. т нефти в год. <br>
Решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы правительством было принято в 1999 году с целью обеспечения транспортировки нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири, Урало-Поволжья, а также Казахстана в Западную Европу через российский нефтеналивной терминал Приморск. На первом этапе был построено 2700 км трубы от поселка Харьяга в Ненецком автономном округе до порта Приморск на побережье Финского залива. После завершения строительства первой очереди в декабре 2001 года мощность трубопровода составляла 12 млн. т в год. <br>
Александр Темерко, заместитель председателя правления компании ЮКОС: "Запуск в декабре 2001 года первой очереди БТС дал возможность нашей компании поставлять на экспорт более 3 млн. тонн нефти. А бюджету страны в виде экспортных пошлин это дало около 75 млн. долл. Мы верим в коллектив этой компании и в то, что, как намечено недавно принятой правительством Энергетической стратегией, мощности "Транснефти" намного вырастут".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Армения и Азербайджан из-за "Цезаря" поспорили о войне и мире

Артур Аваков

Новость о закупках гаубиц осложняет диалог Баку и Еревана

0
650
Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Аудиторы обнаружили недостачу фонарей, дорожных знаков и зелени

Анастасия Башкатова

Городская среда по всей стране благоустраивается в целом успешно

0
1056
На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

На довыборы в Госдуму партии решили не торопиться

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В двух округах ожидается блиц, еще в одном – демонстрация консенсуса

0
958
Предприниматели хотят расширения "стабилизационной оговорки"

Предприниматели хотят расширения "стабилизационной оговорки"

Ольга Соловьева

Госдума утвердила в первом чтении законопроект о донастройке налоговой системы

0
1283

Другие новости