0
1345
Газета Экономика Интернет-версия

22.08.2003 00:00:00

Япония наносит ответный удар

Юрий Александров

Об авторе: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: нефть, терминалы, трубопровод, строительство, япония, китай


13,5 миллиарда: ставки сделаны

Представители официальных и деловых кругов Японии за последнее время существенно активизировались в настойчивом стремлении склонить российское правительство в пользу тихоокеанского варианта. В ответ на подписание российско-китайского соглашения о сотрудничестве в области энергетики, включая нефтепровод на Дацин, японское правительство приняло решение предложить России льготный кредит на строительство трубопровода Ангарск-Находка, величина которого оценивается в 5 млрд. долл., а также 7,5 млрд. долл. на освоение Верхнечонского месторождения в Иркутской области. Формат предоставления средств - как прямые инвестиции, так и гарантированные японским правительством льготные кредиты и займы.

1 июля это предложение в сочетании с обещанием выделить миллиард долларов на социальные проекты в Приморье было сделано министром иностранных дел Японии Иорико Кавагути вице-премьеру правительства РФ Виктору Христенко на переговорах во Владивостоке. Вскоре после этого в Москву уже пятый раз в этом году отправился директор управления природных ресурсов и энергетики Ивао Окамото для встреч с Христенко и министром энергетики Игорем Юсуфовым. В середине июля посол Японии в России Иссэи Номура обсудил этот вопрос с полномочным представителем президента в Сибирском ФО Леонидом Драчевским.

Условием реализации проекта в новом формате японская сторона выдвигает отказ от строительства вспомогательной ветки Ангарск-Дацин: по мнению японского правительства, глобальный проект с общим объемом нефти в 80 млн. тонн в год России сразу не осилить; даже 50 млн. тонн, требуемые для экспорта через Находку, вряд ли удастся обеспечить в ближайшие годы без подключения ресурсов нефти Западной Сибири, которые по российско-китайскому соглашению должны пойти в Китай.

Отказ от равнодушия

Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков пролил свет на то, как Япония решилась на столь грандиозные предложения. В то время, когда начинались переговоры с Китаем, Япония занимала весьма сдержанную (чтобы не сказать равнодушную) позицию по вопросу о возможных схемах распределения потоков ресурсов в Дальневосточном регионе с участием России. Положение начало меняться лишь после того, как террористическая атака на США продемонстрировала всем экономическим развитым странам уязвимость их энергетической безопасности. В том числе и Японии, которая получает 88% нефти именно из зоны Персидского залива.

Осознание очевидных фактов в Японии с ее ныне стагнирующей экономикой шло явно медленнее, чем в быстро развивающемся Китае. Его спрос на нефть сегодня составляет 6,7% мирового и растет самыми высокими темпами в мире, в то время как в регионе ОЭСР-Тихий океан он лишь незначительно отклоняется вверх от нуля. На Китай приходится три четверти общего прироста емкости нефтяного рынка этого региона. Именно угроза растущей конкуренции за нефть со стороны Китая явно оказалась для японцев последней каплей. Во всяком случае, они спохватились лишь после того, как в июне 2002 г. было заключено предварительное соглашение о строительстве нефтепровода Ангарск-Дацин, а также выяснилось, что в самой России существует альтернативный проект экспорта нефти в страны Дальневосточного региона. Опоздав, японцы теперь пытаются исправить положение, делая акцент на вторую часть известной формулы "время-деньги": за потерянные месяцы надо платить инвестициями.

Плюсы и минусы

С российской стороны тихоокеанский вариант активно отстаивает администрация Приморья. На состоявшейся 15 июля в Подмосковье встрече Владимира Путина с Сергеем Дарькиным приморский губернатор подчеркнул необходимость политического решения вопроса, которое может предопределить дальнейшую судьбу региона, дав мощный импульс его развитию, либо - в случае выбора китайского варианта - оставив его "малопривлекательным даже для собственного населения". После этого из региональной администрации со ссылкой на губернатора поступила информация, что президент поддержал проект в целом и поручил правительству доработать его. На самом деле заявление президента, очевидно, носит скорее характер общей поддержки идеи тихоокеанского нефтепровода.

Плюсы и минусы каждого из направлений хорошо известны. Главный плюс китайского - стабильность экспорта по 30 млн. тонн нефти в год в течение 20 лет. То есть того времени, за которое, по некоторым оценкам (например, "Бритиш Петролеум"), при нынешних объемах добычи должна быть выкачана вся российская нефть. Главный минус - это мало что дает для развития экономики восточных регионов страны. Главный плюс тихоокеанского проекта - перспективы развития отношений с Японией и интеграции в АТР, альтернативы которым пока не видно. Минус - его реализация фактически требует отказа от ранее достигнутых и уже начавших реализовываться договоренностей с Китаем. И хотя российская сторона здесь представлена частной нефтяной компанией (ЮКОС), такое решение грозит нашему правительству "потерей лица", поскольку предварительное соглашение было подписано в присутствии российского президента. А "сохранению лица" в Китае придают большое значение. Стоит вспомнить и о том, что недавно китайской государственной нефтяной компании было отказано в праве участвовать в приватизации "Славнефти".

Выбор России и гарантии Китаю

В любом случае России не следует ставить себя в положение разменной карты в геоэкономической игре между Японией и Китаем. Следовательно, одной только политической воли в данном случае недостаточно. Решение, видимо, может быть только комплексным. Оно должно базироваться на масштабной стратегии развития восточных регионов страны, включающей освоение всех их энергетических ресурсов и при этом максимально высвобождающей для нужд экспорта в первую очередь нефть за счет мобилизации альтернативных энергоносителей. Напрашивающиеся другие элементы программы - увязка между собой проектов добычи и экспорта нефти и газа, а также превращение Транссиба в крупный трансконтинентальный коридор с развитием экономической жизни вдоль него.

Одно из важнейших достоинств такого подхода к проблеме заключается в том, что он открывает новые возможности для международной кооперации усилий самой России и ее соседей в регионе - Японии, Китая, Корейской Республики, учитывая высокую степень заинтересованности наших восточных соседей в импорте энергоносителей. Нынешние активные усилия Японии и ее готовность выйти за пределы участия только в строительстве нефтепровода в Находку - яркий тому пример. Корея демонстрирует стремление не только получать российский газ, но и участвовать в освоении его запасов в Восточной Сибири. В поведении китайской стороны отчетливо бросается в глаза стремление создавать для себя максимально возможный задел источников поставок нефти и газа на будущее. Деятельность китайских государственных нефтяных компаний распространяется все дальше за пределы страны. Помимо России их интересуют и многие другие государства. Например, Индонезия, Австралия, Судан, Казахстан и другие страны Центральной Азии, Азербайджан. Важно, чтобы отношения с Китаем не упирались в один лишь вопрос об экспортной нефтяной трубе - как сейчас. Перед ним следует открыть более широкие возможности для сотрудничества в нефтегазовой сфере. На такой основе вопрос об экспортной трубе может быть разрешен более приемлемым для обеих сторон образом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
679
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
826
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
763
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
760

Другие новости