Недавний визит Михаила Касьянова в Пекин для участия в заседании Шанхайской организации сотрудничества прошел под знаком обсуждения с китайской стороной вопроса о перспективах строительства нефтепровода Ангарск-Дацин. По контракту, заключенному между российской НК ЮКОС и Китайской национальной нефтяной компанией (КННК) на основе подписанного ранее предварительного межправительственного соглашения, он должен быть завершен в 2005 г. для поставок сначала по 20 млн., а затем по 30 млн. тонн нефти в год. Но некоторое время назад возникли и стали усиливаться сомнения в отношении того, будут ли соблюдены согласованные сроки и, что еще важнее, будет ли этот контракт реализовываться вообще как первоочередной экспортный проект на востоке страны.
По "северному" варианту нефтепровод предполагалось провести в непосредственной близости от берега озера Байкал, по "южному" - южнее него по территории Тункинского заповедника. Это встретило сильное сопротивление сибирских ученых и общественности, которые добились согласия Михаила Касьянова на экологическую экспертизу их силами в дополнение к деятельности Минэнерго и Минприроды. В итоге незадолго до визита Касьянова в Китай было объявлено об отрицательном заключении Комитета экологической экспертизы Министерства природных ресурсов на оба варианта маршрута.
Проблема экологической безопасности нефтепровода обострилась на фоне резко усилившегося за последнее время интереса к российской нефти со стороны Японии, которая начала на всех уровнях лоббировать существующий в виде общей идеи как альтернатива китайскому варианту проект нефтепровода Ангарск-Находка. А пауза молчания, взятая правительственными чиновниками, только усиливала подозрения, что речь идет именно об альтернативе: одному из претендентов все, другому ничего. Встреча в Пекине Михаила Касьянова с его китайским коллегой Вэнь Цзябао должна была так или иначе прояснить ситуацию. Наши официальные лица хранили молчание. Его нарушил только в Пекине Михаил Касьянов.
Итак, нефтепровод будет строиться, но с задержкой из-за необходимости уточнения его трассы и новой экологической экспертизы. Речь идет о перемещении дальше к северу от Байкала "северного" маршрута. Проработка этого вопроса потребует 3-4 месяцев, а все вместе - примерно год. Но уже сейчас в виде компенсации за теряемое время начнется работа по увеличению поставок в Китай российской нефти по железной дороге - с нынешних 1,8 млн. тонн в год до 4,5-5,5 млн. тонн и более к 2005 г. В сообщении китайского агентства "Синьхуа", переданном российскими информационными агентствами, заявление Касьянова было прокомментировано как подтверждение готовности России выполнить свои обязательства по строительству нефтепровода в Дацин.
Можно предположить также, что пауза давала время японской стороне рассмотреть и иные возможные варианты сотрудничества с Россией в нефтегазовой сфере, чем отношение к проекту нефтепровода Ангарск-Находка как прямой альтернативе проекту Ангарск-Дацин.
Но так или иначе, по сообщениям российских СМИ, партнер Касьянова по переговорам Вэнь Цзябао выразил готовность способствовать урегулированию проблем, с которыми столкнулись в России. Так что, похоже, на какое-то время напряженность ослаблена. И все же остается сомнение: окончательно ли признан приоритетным маршрут на Дацин? Ведь японцы действительно проявили сильный интерес к нефтепроводу Ангарск-Находка и провели с российскими должностными лицами на разных уровнях переговоры о возможности предоставления крупных инвестиций на строительство нефтепровода и освоение запасов углеводородов в восточных регионах страны. Не остудит ли в очередной раз решение в пользу Китая желание Японии развивать экономическое сотрудничество с Россией?
Представляется, что для беспокойства такого рода нет серьезных оснований. Ведь при любой очередности реализации двух проектов все равно в ближайшие годы потребуются огромные средства для доразведки и освоения углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Причем участие в этом деле Японии было бы выгодным и для России, и для нее самой. В таком свете постановка вопроса "или нефтепровод Ангарск-Находка в первую очередь, или ничего" выглядит надуманной.