0
1240
Газета Экономика Интернет-версия

11.11.2003 00:00:00

Фактор Чейни

Тэги: сша, ес, украина, нефть, транзит


США и ЕС вновь усиливают давление на Украину по поводу нефтяного транзита. Нефтепровод Одесса-Броды еще в конце 2001 г. соединил нефтяной терминал "Южный" на Черном море с транснациональным нефтепроводом "Дружба", по которому нефть из России поступает в Европу транзитом через украинскую территорию. Проект был задуман и реализован украинскими геостратегами в надежде стать посредниками в поставках в страны Европы ожидаемой большой казахстанской нефти. Но в их расчеты вкралась фундаментальная ошибка. Оказалось, что трубу протянуть легче, чем найти для нее нефть, поскольку в регионе Каспия, на который и возлагались ожидания, она пока еще отнюдь не в избытке. Более того, там идет напряженная борьба между претендентами на основную долю в будущем экспорте нефти. Это Россия с нефтепроводом Баку-Новороссийск, международный Каспийский трубопроводный консорциум с нефтепроводом Тенгиз-Новороссийск и, наконец, Турция вместе с Азербайджаном и Грузией - страны - участницы проекта Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Амбиции каждой из конкурирующих сторон постоянно подкрепляются все более масштабными планами увеличения пропускной способности систем транспортировки. И - вмешательством внешних игроков, прежде всего США и ЕС.

Неожиданное предложение

В сложившейся обстановке, казалось бы, стоило подумать о практических способах решения проблемы. Но происходит нечто иное. Украинским руководством был одобрен новый проект: продолжить систему Одесса-Броды до польского города Плоцка с тем, чтобы оттуда гнать нефть по уже существующему там нефтепроводу в порт Гданьск на Балтийском море. При этом, видимо, полагали, что перспектива открытия нового маршрута для каспийской нефти вызовет больший интерес в Казахстане, чем одна только дополнительная линия подачи ее в нефтепровод "Дружба". Но идея опять повисла в воздухе все по той же причине - из-за отсутствия предложений нефти от реальных или потенциальных экспортеров. Польская сторона, вполне понятно, не проявила к проекту конкретного интереса, ограничившись выражением общей поддержки идеи как таковой. И система Одесса-Броды продолжала оставаться "сухой трубой", но не в переносном, а в буквальном смысле слова, поскольку так и не удалось изыскать даже необходимую для ее заполнения технологическую нефть.

Помощь неожиданно пришла оттуда, откуда ее никак не ждали: со стороны самого главного критика проекта - России. Компания TNK-BP выдвинула парадоксальное, но вполне осуществимое технически и экономически предложение: реверсировать систему - переналадить ее в обратном направлении: не на Броды, а в Одессу. Идея была поддержана компанией "Транснефть", поскольку ее реализация способствовала бы увеличению мощностей транспортировки нефти в сторону черноморских экспортных маршрутов. При этом российская сторона заявила о готовности обеспечить полную загрузку системы, пропускная способность которой сейчас - 9 млн. тонн. Для начала TNK-BP предложила предоставить оператору системы компании "Укртранснафта" до 420 тыс. тонн технологической нефти на условиях кредита сроком на три года. ТНК объявила также тендер на железнодорожные перевозки нефти из Брод в Одессу до завершения реверса системы.

Геополитика начинает и┘

Последнее слово оставалось за украинским руководством, которое склонялось к российскому предложению как разумному. Но в самый последний момент в дело вмешалась политика. Только теперь уже замешенная не только на амбициях украинских деятелей, но и на геостратегических интересах США и Европейского союза. Еще в конце мая ЕС, Украина и Польша подписали декларацию в поддержку проекта транзита каспийской нефти по трубопроводу Одесса-Броды и его достройки до Плоцка. В июне был принят украинско-польский меморандум о создании совместного предприятия для реализации плана строительства нефтепровода Броды-Плоцк протяженностью 500 км и мощностью 25 млн. тонн нефти в год.

Однако все эти действия носили скорее декларативный, чем практический характер и не мешали украинскому руководству обдумывать российское предложение, пока за дело не взялась Америка. 7 октября вице-президент США Ричард Чейни во время встречи с премьер-министром Украины Виктором Януковичем, находившимся в США с визитом, высказал мнение, что реверсирование системы Одесса-Броды бесперспективно, так как снизит геополитическое значение Украины. При этом он пообещал способствовать установлению контактов с западными нефтяными компаниями. Затем поступило сообщение, что тендер на разработку ТЭО развития системы Одесса-Броды выиграла американская компания Energy Solution.

Вмешательство США тут же вызвало положительную реакцию среди украинских политиков. Обсуждение российского предложения приостановилось, а председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин призвал польских парламентариев энергичнее подталкивать свое правительство к конкретным решениям. Специальный уполномоченный Украины по вопросу Евроазиатского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук сообщил о заключении рамочного соглашения с компанией Chevron Texaco о сотрудничестве по вопросу использования системы Одесса-Броды для транспортировки каспийской нефти в Европу. Создается также американо-украинская рабочая группа с целью объединения усилий частных нефтяных компаний для обеспечения трубопровода нефтью. Затем один из дипломатов США в Киеве сообщил, что компания Chevron Texaco готова предоставить для системы требуемую технологическую нефть.

Правда, в самой компании эту информацию восприняли не без удивления. И вообще решение подключить нефть КТК к системе Одесса-Броды создало бы для консорциума многочисленные проблемы. Тем не менее, как говорят, дыма без огня не бывает. Возможно, исходя именно из такого предположения глава казахстанской государственной нефтяной компании "Казмунайгаз" Каиргельды Кабылдин неофициально поддержал план использования нефтепровода в соответствии с основным замыслом. Он также подтвердил, что одна из крупных иностранных компаний в Казахстане готова предоставить украинцам примерно 400 тыс. тонн технологической нефти. По мнению Кабылдина, реализация проекта в полном объеме позволила бы Казахстану поставлять в Европу свою нефть более высокого качества, чем российская, поскольку в этом случае после Бродов нефтепровод "Дружба" разделится на две ветви и одна из них (Броды-Плоцк-Гданьск) должна быть использована именно в интересах Казахстана. В таком случае нефть можно будет поставлять в Одессу по системе КТК до Новороссийска, а оттуда танкерами по морю, а также из казахстанского порта на Каспии Актау в Баку или Махачкалу, затем по железной дороге до Батуми и далее тоже танкерами в Одессу.

Руководство Казахстана пока еще только находится в ожидании своей большой нефти, появление которой все время откладывается. Поэтому оно выступает в поддержку любого транспортного проекта, который в перспективе может обещать более легкий и более диверсифицированный доступ казахстанской нефти на международные рынки. Тем не менее оживление вокруг реанимации проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск налицо. И можно предположить, что под давлением со всех сторон украинское руководство отклонит предложение российской стороны о реверсировании уже построенной части системы. По словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, в результате такого решения Украина может остаться ни с чем. Трубу проложить можно: это вопрос только денег и техники. Получить для нее нефть - совсем другая проблема, поскольку в процессе ее решения придется учитывать очень много факторов.

Вспомним не столь давнюю историю обсуждения вопроса о строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Тогда многим казалось, что это мертворожденный проект: не видно нефти, слишком дорого и неясны источники финансирования, небезопасно, гораздо привлекательнее российские маршруты. Но так было до тех пор, пока в дело не вмешались США с их геополитическими интересами. И вот нефтепровод уже строится. Одновременно идет сильное давление на Казахстан с целью побудить его направить свою нефть именно по этому трубопроводу. Точно так же можно предположить, что давление США приведет к реализации проекта Одесса-Гданьск, и дело опять упрется в будущую казахстанскую нефть. С учетом такой возможности и должна формулироваться российская геоэкономическая политика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1075
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
553
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3094
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2455

Другие новости