Компании качают нефть безостановочно. Им нужен доступ к трубе.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Уходящий год оставил правительству ряд неразрешенных проблем в его отношениях с крупными нефтяными компаниями. Из этих проблем сегодня наиболее актуальны три.
Первая. Государственная монополия на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам и право нефтяных компаний строить собственную трубу такого рода, особенно на экспортных направлениях. Вызов государственной монополии бросили несколько крупных компаний, выдвинувших проект МТС - нефтепроводной системы к планируемому морскому терминалу в Мурманске.
Вторая. Необходимость увеличения тарифов на транспортировку нефти, компенсирующих инфляцию.
Третья. Обострение ситуации с налогообложением прибылей в нефтяной отрасли. В правительстве сложилось убеждение, что крупные компании искусственно уменьшают свою налогооблагаемую базу, используя многочисленные дыры в российском налоговом законодательстве. И это убеждение уже отлито в конкретные законопроекты.
═
Магистральные нефтепроводы - государству
═
Как заявил в конце сентября на заседании президиума Госсовета по вопросам транспортной политики президент Владимир Путин, один из важнейших вопросов - выработка оптимальной модели финансирования транспортных проектов. При этом возможности государственного бюджета и частных инвесторов должны гибко сочетаться при возрастающей роли последних. Однако слова президента относились по преимуществу к железнодорожному транспорту. В области эксплуатации и строительства магистральных трубопроводов руководство исполнительной власти подчеркивает незыблемость государственной монополии. Детализируя позицию президента, министр по антимонопольной политике Илья Южанов подчеркнул: трубопроводы должны находиться в полной собственности государства, оно же должно регулировать тарифы на транспортные услуги, а главное, контролировать доступ нефтяных компаний к трубе. Именно жесткость государственной монополии приводит к эффективности.
По словам председателя ФЭК Георгия Кутового, "Транснефть" - не интегрированная компания, а естественная монополия в чистом виде, выполняющая специализированные функции по прокачке и перевалке нефти, а потому установление тарифов на ее услуги должно оставаться сферой государственного регулирования. Как подчеркнул Кутовой, принято принципиальное решение о том, что "Транснефть" останется государственной компанией "навсегда", и диверсифицировать ее собственность путем акционирования нецелесообразно.
Заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный также высказался в пользу сохранения государственного контроля над магистральными нефтепроводами. Он подчеркнул недопустимость доминирования иностранного капитала в российском энергетическом секторе и необходимость усилить государственный контроль за нефтегазовым сектором на всех стадиях производственного цикла. Калюжный выступает за увязку планов трубопроводного строительства с регулированием соотношения "экспортной" и "внутренней" нефти - последнее слово в определении этих пропорций должно принадлежать государству.
═
Тарифы - не выше инфляции
═
Примером проведения эффективной государственной политики Илья Южанов считает компанию "Транснефть", которая обслуживает нужды 13 крупных и 150 малых нефтяных компаний. Председатель совета директоров "Транснефти", вице-премьер правительства Виктор Христенко считает необоснованными прогнозы отставания темпов строительства нефтепроводов от темпов роста добычи нефти. Под предполагаемые объемы добычи (возможно, до 450 млн. тонн к 2006-2008 гг.) четко прописаны все направления по развитию трубопроводных сетей - такова позиция вице-премьера, курирующего энергетику.
Президент "Транснефти" Семен Вайншток подтверждает достаточность мощностей для транспортировки нефти: по его словам, в 2003 г. только на экспорт будет прокачано 208 млн. тонн, а в 2004-м - 240 млн. Напомним, что еще в 1997 г. экспортные поставки составляли всего 122,9 млн. тонн. Разумеется, столь значительное расширение мощностей невозможно без дополнительных инвестиций. Все последние годы "Транснефть" осуществляет масштабную инвестиционную программу (прежде всего речь идет о проекте БТС). Увеличиваются и расходы на повышение уровня экологической безопасности существующих и строящихся трубопроводов. Все это диктует необходимость корректировки тарифной политики.
Как справедливо отмечает Георгий Кутовой, сегодня уровень тарифов на прокачку не оспаривается нефтяными компаниями, пользующимися услугами "Транснефти". По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, компания обратилась в ФЭК с предложением увеличить тарифы. "Мы не просим дополнительных ресурсов и считаем, что реалистичным был бы рост тарифов в пределах уровня инфляции, определенного Госкомстатом", - констатирует Григорьев.
По мнению многих экспертов, ФЭК согласится с предложением "Транснефти": инфляция налицо, к тому же компания вступает в фазу массированных капиталовложений (строительство БТС). В нынешнем году тарифы увеличивались дважды - на 0,63 и 4,75% в связи с необходимостью выплаты процентов по взятым ранее кредитам.
═
Поход за доходами
═
Заявления о необходимости усиления государственного контроля над различными сферами деятельности нефтяной отрасли делаются на фоне возрастающего давления органов государственной власти на нефтяной сектор. Цель - мобилизация "нефтяных" доходов в бюджет. Одним из примеров в этой области можно считать отмену Госдумой 18 ноября действующей с 1 января 2003 г. так называемой "поправки ЮКОСа", которая предусматривает ограничение ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90% от действующей ставки пошлины на экспорт сырой нефти. Нефтяными компаниями поправка рассматривалась как стимул к увеличению экспорта нефтепродуктов, который большинством из них считается менее выгодным делом, чем вывоз нефти. Правительство видит в ее отмене возможность сделать более эффективным механизм защиты внутреннего рынка нефтепродуктов. Но не следует, конечно, игнорировать и ожидания более значительных поступлений в госбюджет от экспорта нефтепродуктов.
Госдума прекратила с 1 января 2004 г. действие региональных налоговых льгот на прибыль для инвесторов. Как сочли депутаты, эти льготы не привлекали значительных капиталовложений, но позволяли крупным компаниям существенно уменьшать налоговые платежи. В первую голову отмена поправки затрагивает интересы нефтяных компаний (ЮКОСа, "Сибнефти", ТНК и других), которые действуют на Чукотке, в Калмыкии и Мордовии. По данным Минфина, только в первой половине этого года эти три региона предоставили льготы почти на 30 млрд. руб., а все остальные регионы - всего на 100 млн. руб. Мобилизация нефтяных доходов стимулируется уменьшением нефтяными компаниями налогооблагаемой базы посредством использования офшоров, сокрытием прибылей, использованием внутрифирменных трансфертных цен.
В Министерстве экономического развития и торговли, в Минфине вновь активизировалась работа над различными способами улавливания сверхприбылей нефтяных компаний - в виде специального "налога на сверхдоходы", дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых или иным путем. Главная проблема увеличения налогообложения нефтяной отрасли - недостаточно развитый рыночный механизм российской экономики, который ограничивает возможности формирования средней нормы прибыли в рамках хозяйственной системы.