0
1174
Газета Экономика Интернет-версия

26.12.2003 00:00:00

Государство и нефтяной бизнес: осеннее наступление

Юрий Александров

Об авторе: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: нефть, государство, контроль


нефть, государство, контроль Компании качают нефть безостановочно. Им нужен доступ к трубе.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Уходящий год оставил правительству ряд неразрешенных проблем в его отношениях с крупными нефтяными компаниями. Из этих проблем сегодня наиболее актуальны три.

Первая. Государственная монополия на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам и право нефтяных компаний строить собственную трубу такого рода, особенно на экспортных направлениях. Вызов государственной монополии бросили несколько крупных компаний, выдвинувших проект МТС - нефтепроводной системы к планируемому морскому терминалу в Мурманске.

Вторая. Необходимость увеличения тарифов на транспортировку нефти, компенсирующих инфляцию.

Третья. Обострение ситуации с налогообложением прибылей в нефтяной отрасли. В правительстве сложилось убеждение, что крупные компании искусственно уменьшают свою налогооблагаемую базу, используя многочисленные дыры в российском налоговом законодательстве. И это убеждение уже отлито в конкретные законопроекты.

Магистральные нефтепроводы - государству

Как заявил в конце сентября на заседании президиума Госсовета по вопросам транспортной политики президент Владимир Путин, один из важнейших вопросов - выработка оптимальной модели финансирования транспортных проектов. При этом возможности государственного бюджета и частных инвесторов должны гибко сочетаться при возрастающей роли последних. Однако слова президента относились по преимуществу к железнодорожному транспорту. В области эксплуатации и строительства магистральных трубопроводов руководство исполнительной власти подчеркивает незыблемость государственной монополии. Детализируя позицию президента, министр по антимонопольной политике Илья Южанов подчеркнул: трубопроводы должны находиться в полной собственности государства, оно же должно регулировать тарифы на транспортные услуги, а главное, контролировать доступ нефтяных компаний к трубе. Именно жесткость государственной монополии приводит к эффективности.

По словам председателя ФЭК Георгия Кутового, "Транснефть" - не интегрированная компания, а естественная монополия в чистом виде, выполняющая специализированные функции по прокачке и перевалке нефти, а потому установление тарифов на ее услуги должно оставаться сферой государственного регулирования. Как подчеркнул Кутовой, принято принципиальное решение о том, что "Транснефть" останется государственной компанией "навсегда", и диверсифицировать ее собственность путем акционирования нецелесообразно.

Заместитель министра иностранных дел России Виктор Калюжный также высказался в пользу сохранения государственного контроля над магистральными нефтепроводами. Он подчеркнул недопустимость доминирования иностранного капитала в российском энергетическом секторе и необходимость усилить государственный контроль за нефтегазовым сектором на всех стадиях производственного цикла. Калюжный выступает за увязку планов трубопроводного строительства с регулированием соотношения "экспортной" и "внутренней" нефти - последнее слово в определении этих пропорций должно принадлежать государству.

Тарифы - не выше инфляции

Примером проведения эффективной государственной политики Илья Южанов считает компанию "Транснефть", которая обслуживает нужды 13 крупных и 150 малых нефтяных компаний. Председатель совета директоров "Транснефти", вице-премьер правительства Виктор Христенко считает необоснованными прогнозы отставания темпов строительства нефтепроводов от темпов роста добычи нефти. Под предполагаемые объемы добычи (возможно, до 450 млн. тонн к 2006-2008 гг.) четко прописаны все направления по развитию трубопроводных сетей - такова позиция вице-премьера, курирующего энергетику.

Президент "Транснефти" Семен Вайншток подтверждает достаточность мощностей для транспортировки нефти: по его словам, в 2003 г. только на экспорт будет прокачано 208 млн. тонн, а в 2004-м - 240 млн. Напомним, что еще в 1997 г. экспортные поставки составляли всего 122,9 млн. тонн. Разумеется, столь значительное расширение мощностей невозможно без дополнительных инвестиций. Все последние годы "Транснефть" осуществляет масштабную инвестиционную программу (прежде всего речь идет о проекте БТС). Увеличиваются и расходы на повышение уровня экологической безопасности существующих и строящихся трубопроводов. Все это диктует необходимость корректировки тарифной политики.

Как справедливо отмечает Георгий Кутовой, сегодня уровень тарифов на прокачку не оспаривается нефтяными компаниями, пользующимися услугами "Транснефти". По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, компания обратилась в ФЭК с предложением увеличить тарифы. "Мы не просим дополнительных ресурсов и считаем, что реалистичным был бы рост тарифов в пределах уровня инфляции, определенного Госкомстатом", - констатирует Григорьев.

По мнению многих экспертов, ФЭК согласится с предложением "Транснефти": инфляция налицо, к тому же компания вступает в фазу массированных капиталовложений (строительство БТС). В нынешнем году тарифы увеличивались дважды - на 0,63 и 4,75% в связи с необходимостью выплаты процентов по взятым ранее кредитам.

Поход за доходами

Заявления о необходимости усиления государственного контроля над различными сферами деятельности нефтяной отрасли делаются на фоне возрастающего давления органов государственной власти на нефтяной сектор. Цель - мобилизация "нефтяных" доходов в бюджет. Одним из примеров в этой области можно считать отмену Госдумой 18 ноября действующей с 1 января 2003 г. так называемой "поправки ЮКОСа", которая предусматривает ограничение ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90% от действующей ставки пошлины на экспорт сырой нефти. Нефтяными компаниями поправка рассматривалась как стимул к увеличению экспорта нефтепродуктов, который большинством из них считается менее выгодным делом, чем вывоз нефти. Правительство видит в ее отмене возможность сделать более эффективным механизм защиты внутреннего рынка нефтепродуктов. Но не следует, конечно, игнорировать и ожидания более значительных поступлений в госбюджет от экспорта нефтепродуктов.

Госдума прекратила с 1 января 2004 г. действие региональных налоговых льгот на прибыль для инвесторов. Как сочли депутаты, эти льготы не привлекали значительных капиталовложений, но позволяли крупным компаниям существенно уменьшать налоговые платежи. В первую голову отмена поправки затрагивает интересы нефтяных компаний (ЮКОСа, "Сибнефти", ТНК и других), которые действуют на Чукотке, в Калмыкии и Мордовии. По данным Минфина, только в первой половине этого года эти три региона предоставили льготы почти на 30 млрд. руб., а все остальные регионы - всего на 100 млн. руб. Мобилизация нефтяных доходов стимулируется уменьшением нефтяными компаниями налогооблагаемой базы посредством использования офшоров, сокрытием прибылей, использованием внутрифирменных трансфертных цен.

В Министерстве экономического развития и торговли, в Минфине вновь активизировалась работа над различными способами улавливания сверхприбылей нефтяных компаний - в виде специального "налога на сверхдоходы", дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых или иным путем. Главная проблема увеличения налогообложения нефтяной отрасли - недостаточно развитый рыночный механизм российской экономики, который ограничивает возможности формирования средней нормы прибыли в рамках хозяйственной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
673
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
819
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
758
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
756

Другие новости