0
988
Газета Экономика Интернет-версия

26.12.2003 00:00:00

Тяжкий груз "Зеленого креста"

Тэги: нефть, трубопровод, строительство, транснефть, экологи


Правительство пока не определило даже окончательного маршрута нефтепровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин. Однако государственная компания "Транснефть" уже подверглась массированным нападкам со стороны экологов. Дальневосточная общественная экологическая организация "Зеленый крест" подала на компанию в суд за то, что она якобы не предоставила региональным экологам всей документации по проекту для независимой оценки его экологической безопасности.

Между тем пока подготовлено и подписано соглашение о намерениях, в котором официально заявлено о начале строительства трубопровода. Идет согласование проектно-сметной документации. На рассмотрении в правительстве сейчас находятся три варианта маршрута, один из которых предполагает прохождение трубопровода севернее заповедного озера Байкал. Этим скорее всего и объясняется огромный интерес экологов к еще только разрабатываемому проекту трубопровода.

Уже на первых общественных слушаниях, которые согласно закону проходили в прошлом году во всех регионах предполагаемого строительства нефтепровода, активисты "Зеленого креста" высказали озабоченность проектом. Однако претензии были урегулированы, и одобренная экологами и региональной властью первичная разработка ТЭО перешла к следующему этапу. Затем "Транснефть" разработала и согласовала проектно-сметную документацию строительства и получила положительное заключение Государственной экологической комиссии. Тогда-то и появился вновь "Зеленый крест", декларировавший намерение провести независимую общественную экспертизу нефтепровода из Ангарска в Находку, и затребовал у "Транснефти" соответствующую документацию. При этом активисты организации не скрывали своего изначально негативного отношения к строительству. После отказа в предоставлении ряда материалов экологи "Зеленого креста" не признали решения Государственной экспертизы правомочными и подали на "Транснефть" и Минприроды в суд. Теперь, по завершении длительных разбирательств во Владивостоке, занявших в общей сложности больше года, дело будет рассматриваться в Москве.

Представители "Транснефти" отвергают все обвинения экологов: по их мнению, предъявлять претензии к маршруту, которого не существует, попросту смешно. "Точный маршрут, по которому здесь пройдет труба, еще не определен. Поэтому пока говорить не о чем. Обсуждать этот вопрос можно будет только после завершения разработки ТЭО", - считает вице-президент компании Сергей Григорьев. К тому же детальный план трассы магистральных нефтепроводов является секретным. Ведь нефтепроводы - объекты государственного значения. Любая утечка информации об их залегании может обернуться авариями на трассах, незаконными врезками в трубу.

Экологи считают, что нефтепровод таких масштабов Приморью просто не нужен, а его строительство не оправданно ни с финансовой, ни с экологической точек зрения.

Решать, кто прав в этом непростом, но типичном конфликте, будет суд. Однако стоит отметить, что предоставить стратегически важную для государства информацию в руки организации, не имеющей даже лицензии на право проведения экспертизы, для "Транснефти" было бы весьма странным.

"Транснефть" обладает опытом создания уникальных систем экологической безопасности. Технологии, применяемые при строительстве Балтийской трубопроводной системы, признанной одним из самых безопасных нефтепроводов в Европе, естественно, будут использоваться и на дальневосточном маршруте. Они уже продемонстрировали свою эффективность: если в финском порту Порвоо годовая норма загрязнения составляет 12 тонн, то в российском Приморске, входящем в БТС, - 4 килограмма (!). Коэффициент аварийности на российских нефтепроводах - 0,04 на 1000 км, а в благополучной Европе - 0,06. Как говорится, почувствуйте разницу.

Информацию о том, что объекты "Транснефти" недоступны для независимых экспертов, в компании считают недостоверной. Ведь все действующие объекты компании регулярно проверяются как государственными, так и независимыми комиссиями, в том числе и иностранными. В этом году стандарты "Транснефти" подтверждены международным экологическим сертификатом. Проекты, находящиеся на стадии разработки, проверяются государственным органом, в состав комиссии которого обязательно включены независимые эксперты, специалисты, способные вынести непредвзятую оценку.

Заработать на шантаже известных компаний и одновременно сделать себе имя - удобный способ существования множества разрозненных экологических организаций по всей России, в то время как в Европе подобные организации давно объединились в более мощные структуры, способные действительно повлиять на экологическую ситуацию в стране. Возможно, для такого объединения настало время и у нас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2068
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3069
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2438
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2446

Другие новости