0
1073
Газета Экономика Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Перегонять или перерабатывать?

Тэги: нефть, транснефть, экспорт, обработка


нефть, транснефть, экспорт, обработка Добытую нефть надо оптимальным образом распределить между перекачкой и переработкой.
Фото Reuters

В состоянии ли «Транснефть» обеспечить необходимые темпы наращивания мощностей своей трубопроводной системы в соответствии с реальным ростом добычи и экспорта нефти, а также со стратегическими планами России? Как известно, в августе прошлого года Владимир Путин согласился с мнением президента «Транснефти» Семена Вайнштока о том, что сегодня нефтетранспортные возможности превышают возможности добычи нефти. Но некоторые нефтяники считают, что в ближайшее время может возникнуть весьма значительный дефицит мощностей на экспортных направлениях. Вопреки пессимистическим прогнозам в 2003 г. «Транснефть», по предварительным данным, экспортировала добытой нефтяными компаниями нефти на 11,8% больше, чем в 2002-м, – при росте нефтедобычи на 11%. И это лучший ответ на поставленный в начале статьи вопрос.

И все же проблема существует. В 90-е гг. рост прокачки нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивался в основном за счет возвращения в строй мощностей, выведенных из эксплуатации после того, как с конца 80-х гг. началось падение ее добычи. С 2000 г., когда в «Транснефти» начала работать новая команда во главе с Семеном Вайнштоком, деградация отрасли была приостановлена, а затем, все убыстряясь, началось движение вверх. В 2003 г., по предварительной оценке, добыча нефти достигла 420 млн. тонн, а объем приемки ее «Транснефтью» – 414,8 млн. тонн.

Это, конечно, еще далеко от того максимума добычи нефти в России, который был достигнут в середине 80-х гг. Однако значительная часть трубопроводного фонда страны к настоящему времени сильно устарела. «Транснефть» осуществляет программу технологической реконструкции, но возможности компании не безграничны.

По мнению Семена Вайнштока, в 2004 г. компания без проблем справится с еще большим, чем сейчас, экспортом нефти (до 240 млн. тонн) – прежде всего благодаря быстро возрастающей пропускной способности БТС. А в последующие годы, по его мнению, вообще следует ожидать снижения темпов нефтедобычи и скорее возникнет проблема полной загрузки магистральных нефтепроводов, чем нехватка транспортных мощностей.

В любом случае основные усилия и средства компаний-экспортеров и «Транснефти» как организации, эксплуатирующей нефтепроводы, в течение довольно значительного времени смогут быть сконцентрированы на северо-западном (Балтийском) и юго-западном (Черноморском) направлениях в Европейской части страны.

Имеется и еще одно соображение в пользу максимального удовлетворения в будущем потребностей нефтяных компаний в транспортировке их экспортной нефти по магистральным трубопроводам. Уже в ближайшие годы растущую конкуренцию вывозу нефти будут оказывать продукты ее переработки. Казалось бы, этот вопрос уже решен. В одобренной в прошлом году правительством Энергетической стратегии РФ до 2020 г. выбор был сделан в пользу сырой нефти. В минувшем году добыча ее увеличилась на 11%, переработка – на 2,9%. В ноябре Госдума отменила так называемую «поправку ЮКОСа», которая предусматривала ограничение ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90% действующей ставки пошлины на экспорт сырой нефти и рассматривалась как стимул к увеличению экспорта нефтепродуктов.

Тем не менее крупные компании начали проявлять все больший интерес к расширению транспортной инфраструктуры для экспорта продуктов нефтепереработки и нефтехимии в Северо-Западном регионе европейской части страны. «Транснефть» занимает последовательную позицию: поставки нефти на российские НПЗ должны в перспективе стать приоритетом для добывающих компаний.

Среди всех нефтяных компаний России «ЛУКОЙЛ» до последнего времени проявлял наибольший интерес к наращиванию производства, розничной торговле и экспорту нефтепродуктов, а также к увеличению глубины переработки нефти. Но одной этой компанией общая тенденция не ограничивается. На днях прошли общественные слушания по вопросу о строительстве государственной компанией «Транснефтепродукт» магистрального нефтепродуктопровода Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск (проект «Север») протяженностью более 1300 км. Планы строительства собственных терминалов обнародовали «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». На основе всего этого правительство Ленинградской области уже приступило к разработке генеральной схемы развития в Приморске морского судоходного порта на 140 млн. тонн грузооборота в год. Ход событий показывает, что стратегия развития российской нефтяной отрасли нуждается в дальнейшем обсуждении, которое должно выйти далеко за рамки вопроса об обеспечении транспортом экспорта сырой нефти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
792
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1387
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1565
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1123

Другие новости