Добытую нефть надо оптимальным образом распределить между перекачкой и переработкой.
Фото Reuters
В состоянии ли «Транснефть» обеспечить необходимые темпы наращивания мощностей своей трубопроводной системы в соответствии с реальным ростом добычи и экспорта нефти, а также со стратегическими планами России? Как известно, в августе прошлого года Владимир Путин согласился с мнением президента «Транснефти» Семена Вайнштока о том, что сегодня нефтетранспортные возможности превышают возможности добычи нефти. Но некоторые нефтяники считают, что в ближайшее время может возникнуть весьма значительный дефицит мощностей на экспортных направлениях. Вопреки пессимистическим прогнозам в 2003 г. «Транснефть», по предварительным данным, экспортировала добытой нефтяными компаниями нефти на 11,8% больше, чем в 2002-м, – при росте нефтедобычи на 11%. И это лучший ответ на поставленный в начале статьи вопрос.
И все же проблема существует. В 90-е гг. рост прокачки нефти по магистральным нефтепроводам обеспечивался в основном за счет возвращения в строй мощностей, выведенных из эксплуатации после того, как с конца 80-х гг. началось падение ее добычи. С 2000 г., когда в «Транснефти» начала работать новая команда во главе с Семеном Вайнштоком, деградация отрасли была приостановлена, а затем, все убыстряясь, началось движение вверх. В 2003 г., по предварительной оценке, добыча нефти достигла 420 млн. тонн, а объем приемки ее «Транснефтью» – 414,8 млн. тонн.
Это, конечно, еще далеко от того максимума добычи нефти в России, который был достигнут в середине 80-х гг. Однако значительная часть трубопроводного фонда страны к настоящему времени сильно устарела. «Транснефть» осуществляет программу технологической реконструкции, но возможности компании не безграничны.
По мнению Семена Вайнштока, в 2004 г. компания без проблем справится с еще большим, чем сейчас, экспортом нефти (до 240 млн. тонн) – прежде всего благодаря быстро возрастающей пропускной способности БТС. А в последующие годы, по его мнению, вообще следует ожидать снижения темпов нефтедобычи и скорее возникнет проблема полной загрузки магистральных нефтепроводов, чем нехватка транспортных мощностей.
В любом случае основные усилия и средства компаний-экспортеров и «Транснефти» как организации, эксплуатирующей нефтепроводы, в течение довольно значительного времени смогут быть сконцентрированы на северо-западном (Балтийском) и юго-западном (Черноморском) направлениях в Европейской части страны.
Имеется и еще одно соображение в пользу максимального удовлетворения в будущем потребностей нефтяных компаний в транспортировке их экспортной нефти по магистральным трубопроводам. Уже в ближайшие годы растущую конкуренцию вывозу нефти будут оказывать продукты ее переработки. Казалось бы, этот вопрос уже решен. В одобренной в прошлом году правительством Энергетической стратегии РФ до 2020 г. выбор был сделан в пользу сырой нефти. В минувшем году добыча ее увеличилась на 11%, переработка – на 2,9%. В ноябре Госдума отменила так называемую «поправку ЮКОСа», которая предусматривала ограничение ставки экспортной пошлины на нефтепродукты 90% действующей ставки пошлины на экспорт сырой нефти и рассматривалась как стимул к увеличению экспорта нефтепродуктов.
Тем не менее крупные компании начали проявлять все больший интерес к расширению транспортной инфраструктуры для экспорта продуктов нефтепереработки и нефтехимии в Северо-Западном регионе европейской части страны. «Транснефть» занимает последовательную позицию: поставки нефти на российские НПЗ должны в перспективе стать приоритетом для добывающих компаний.
Среди всех нефтяных компаний России «ЛУКОЙЛ» до последнего времени проявлял наибольший интерес к наращиванию производства, розничной торговле и экспорту нефтепродуктов, а также к увеличению глубины переработки нефти. Но одной этой компанией общая тенденция не ограничивается. На днях прошли общественные слушания по вопросу о строительстве государственной компанией «Транснефтепродукт» магистрального нефтепродуктопровода Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск (проект «Север») протяженностью более 1300 км. Планы строительства собственных терминалов обнародовали «Роснефть» и «Сургутнефтегаз». На основе всего этого правительство Ленинградской области уже приступило к разработке генеральной схемы развития в Приморске морского судоходного порта на 140 млн. тонн грузооборота в год. Ход событий показывает, что стратегия развития российской нефтяной отрасли нуждается в дальнейшем обсуждении, которое должно выйти далеко за рамки вопроса об обеспечении транспортом экспорта сырой нефти.