Сергей Шаталов не готов идти на уступки.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Общественная палата РФ признала безнадежность перемен к лучшему в налоговых органах. Ни уголовной, ни прочей ответственности Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее сотрудники до сих пор за любые свои действия не несут. Более того – жестко противодействуют их законодательному введению. «Мы ожидали, что закон (о налоговом администрировании. – «НГ») вступит в силу с 1 января 2006 года, но теперь видим, что хорошо бы, если б он был принят до конца весенней сессии Госдумы», – сообщил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства Александр Шохин.
Вчера на очередном заседании палаты были приняты обобщенные предложения для шохинской комиссии и комиссии по конкурентоспособности Госдумы в отношении поправок в Налоговый кодекс по налоговому администрированию. Собравшиеся помимо жалоб на беспредел мытарей пытались договориться о том, как действовать законодателям и как вести себя предпринимательскому сообществу в отношениях с фискальными властями. Бизнес по-прежнему возмущают повторные налоговые проверки. Предприниматели признали, что налоговые проверки стали способом административного, а то и политического давления на организации, в том числе и общественные.
Кроме того, открыто говорилось о том, что налоговики зачастую не соблюдают закон. «Правда жизни такова, что даже крупные госкомпании идут на дачу взятки налоговому инспектору не за то, чтобы он не предъявлял налоговых претензий, а за то, чтобы тот соблюдал закон», – сообщил управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. Он подкрепил свое заявление цифрами – более 72 процентов исков против налоговой службы выигрываются, «но за это время кровушки-то они попьют».
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», председатель координационного совета предпринимательских союзов (КСПС) Сергей Борисов отметил, что все-таки иногда в отношениях с властями наблюдается понимание: «Понимание идет по синусоиде: то у нас оно есть, то приходим к полностью противоположному результату. Нам совершенно непонятно, почему те же самые налоговые инспекторы, проверка которых однажды подвержена сомнению, снова появляются на «арене», почему они не «вылетают» со службы?! Если не изменятся правила игры, то театр абсурда продолжится».
Глава общественной организации бизнеса «Деловая Россия» Борис Титов указал на «главный водораздел непонимания» – Министерство финансов: «Государство живет устаревшими понятиями». Борис Титов считает, что до тех пор, пока Федеральная налоговая служба работает по старинке, у российских бизнесменов нет шансов на равные условия конкуренции с западными партнерами.
В связи с этим председатель экспертного совета по налоговому законодательству при комитете Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил «прописать» в законе презумпцию добросовестности налогоплательщика: «Пока психология налогового инспектора не будет изменена, ничего не тронется с места. Пока же налоговый инспектор уверен, что главная его задача – обобрать налогоплательщика до нитки».
Корни проблем, по мнению некоторых, лежат в мотивации сотрудников налоговой службы и в отсутствии «зеркальности» прав налоговых органов и налогоплательщиков. А пока налоговые представители выполняют лишь свою фискальную функцию, а не сервисную, как во всем мире, налоговый произвол будет продолжаться.
Отвечая на шквал обвинений, замминистра финансов Сергей Шаталов признал, что «есть проблемы, связанные с правоприменительной практикой». В то же время он заявил, что эти проблемы не должны решаться поправками в законодательство.
Резюмируя выступления, Александр Шохин заявил, что он убежден, что принятие законопроекта в предложенной редакции без изменений означает усиление давления на бизнес и нежелание государства обеспечить его законные права и интересы. Комиссия считает необходимым доработать законопроект о налоговом администрировании хотя бы с учетом ряда наиболее важных поправок.