0
1884
Газета Экономика Интернет-версия

30.04.2008 00:00:00

Инновационный прорыв в Японию

Юрий Товмасян

Об авторе: Юрий Михайлович Товмасян окончил физфак МГУ, кандидат физико-математических наук, японист, перевел три книги с японского языка, редактор японско-русского словаря. Созданная им компания имеет три центра печати фотографий и два фотокафе в Москве, известные под маркой "ФотоЦентр.ru".


Фото Михаила Кирсанова

Трудно себе представить посещение президентом «Тойоты» завода АвтоВАЗ, чтобы посмотреть на уникальные российские разработки в области производства автомобилей. А к нам приезжал президент Коника-Минольта именно с целью знакомства с технологиями фотокафе, и, честно говоря, мы этим гордимся. Семь лет назад мы взялись за целенаправленную разработку новой модели розничной сети печати цифровых фотографий и необходимого для нее программного обеспечения. В результате мы создали систему быстрой цифровой печати и фотокафе, не имеющую зарубежных аналогов по производительности труда и удобству для конечных пользователей. Это подтверждается объемами печати цифровых фотографий, которых не достигает ни одна розничная точка в мире. Десятки тысяч клиентов фотокафе в Москве с удовольствием пользуются нашими услугами, несмотря на цены, которые значительно выше средних по локальному рынку. Мы решили воспользоваться своим технологическим преимуществом и развивать сеть фотокафе как первую зарубежную сеть высокотехнологичных розничных магазинов под брендом из России и на основе технологий, созданных в России.

Суть фотокафе в создании и продвижении нового стиля потребления услуги «печать фотографий», давно ставшей рутиной. А ведь сам процесс печати может не быть рутиной. Дело в эмоциональной вовлеченности, в удовольствии от процесса. Это приводит к тому, что наши клиенты посещают фотокафе в среднем в три раза чаще и печатают в четыре раза больше фотографий, чем в обычных фотомагазинах. Мы создаем большую эмоциональную вовлеченность, чем, скажем, сеть закусочных, потому что фотографии сегодня – это и личные воспоминания, и способ общения и повод для общения. Это интернациональное явление, и потому идея фотокафе как способ времяпрепровождения будет позитивно восприниматься в любых странах.

В качестве первого зарубежного рынка мы выбрали Японию. Выбор был обусловлен страстью японцев к фотографированию и размером потребительского рынка. Фотокафе было полностью переведено на японский язык, при этом были учтены особенности японского рынка. К примеру, транспортные карты, которые имеет почти каждый японец, открывают дополнительные возможности индивидуального подхода при обслуживании.

Первое фотокафе получилось достойным звания флагманского отделения. Оно расположено на первых трех этажах здания в центре Токио, оборудовано по последнему слову техники, фотографии клиентов доставляются за 8 секунд высокоскоростным лифтом. Но задача, стоящая перед нами, шире, чем создание одного салона. Бизнес, который мы строим, интересен и жизнеспособен не как «забавный бутик», а как постоянно развивающаяся сеть. Основа успеха сети – узнаваемый бренд, четко ассоциированный в сознании потребителей со стилем и формой оказываемой услуги. Любой розничный магазин требует времени на «раскрутку», то есть на приобретение круга постоянных клиентов. А для вывода на рынок нового бренда необходимы дополнительное время и ресурсы.

Мы рассчитывали, что, имея в активе конкурентоспособные технологии и работающий салон в центре Токио, легко сможем привлечь партнеров и дополнительные инвестиции для раскрутки бренда и роста сети фотокафе в Японии. Дело в том, что небольшая инновационная компания не может создать рыночную нишу и вынести всю нагрузку без привлечения партнеров. К сожалению, подавляющее большинство бизнесменов в России привыкли строить бизнес за счет административного ресурса. Допуская участие в проектах с краткосрочной отдачей, они с подозрением смотрят на долгосрочный инновационный проект, да еще и на зарубежном рынке.

Закон рынка жестко диктует: либо расчет на капитализацию (а значит, внедрение инноваций и отсрочка операционной прибыли), либо ставка на операционную прибыль и никаких рисков, связанных с необходимостью построения бренда, основанного на новом стиле потребления. Возможно, история капитализма в России еще слишком коротка для развития больших проектов, базирующихся на интеллектуальной собственности. При этом мы говорим не о культурных достижениях, которых в нашей стране достаточно много, а о том симбиозе бизнеса и инновации, который так хорошо работает на имидж Америки и других развитых капиталистических стран. А как было бы приятно, поехав за границу, встречать на каждом углу не только «Старбакс» и «Макдоналдс», но и российские марки.

В заключение – пример из другой жизни. В 1996 году в Израиле никому до тех пор не известная компания Mirabilis разработала интернет-пейджер (как тогда говорили), ныне известный как ICQ, а в нашем обиходе «аська». В 96-м средства текстовой коммуникации, конечно, существовали и другие. Но именно «аську» продали за несколько сотен миллионов долларов уже в 1998 году, сохранив при этом имя, компанию и все рабочие места на родине. Компании на первом этапе ее деятельности отказали в финансовой поддержке все, к кому обращались ее создатели, включая президента национального фонда «Инициатива», созданного как раз для поддержки местного бизнеса в области высоких технологий. Тем не менее «аська» выжила, став одним из удачных примеров распространения продукта посредством народной молвы. Иосиф Варди, отец изобретателя «аськи», сказал: «Я продаю экономический потенциал социального явления». В этом смысл создания бренда. В частности – российского бренда за границей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1110
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
630
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1217
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
915

Другие новости