Президент ТНК-ВР Роберт Дадли получил десять дней для «решения своих проблем с компанией». Именно так озвучено официальное разрешение ему на транзитную визу в РФ. На решение проблем действительно нужно время – его можно тянуть, а можно использовать. Какая возможность представилась Роберту Дадли – еще надо понять.
Основная проблема, которую, как ожидалось, иностранному менеджеру придется решать в отведенное сроком визы время, – устройство на работу. И он обещал «предоставить ФМС все необходимые документы». Вместо этого менеджер уехал из России, «оставив за собой должность», и готов руководить из-за рубежа. Такого прецедента в российском бизнесе давно не было.
По данным ФМС, ситуация с Робертом Дадли – не первое нарушение визового законодательства иностранными специалистами ТНК-ВР. «Мы, действуя в рамках закона, помогли более ста иностранным сотрудникам ТНК-BP правильно оформить свой статус в России. Мы оказали помощь, а могли бы наложить самые серьезные взыскания», – говорит директор службы Константин Ромодановский. И объясняет свою позицию: «В случае с иностранными сотрудниками ТНК-BP мы проявляем гостеприимство и стараемся помочь».
Но от российского гостеприимства легко отказываются: ВР отозвало около полутора сотен прикомандированных к ТНК-ВР специалистов, уже обеспеченных трудовыми визами. Дадли воспользовался транзитной визой по назначению – уехав из России.
Конфликт внутри ТНК-ВР может войти в учебники бизнеса как пример несоответствия объективного положения и субъективных решений. Один акционер утверждает, что менеджер компании неэффективен, другой настаивает на его сохранении в должности. В компании борются за открытие квот на привлечение иностранной рабочей силы, а потом их не закрывают.
Несоответствие заразно: у иностранца нет трудового договора, но его все-таки оставляют на работе в стране. Работодатели говорят, что не примут человека на должность, а ему предоставляется дополнительное время «на решение проблем». Это похоже на футбол, где все надеются на овертайм.
Что теперь? Вернется ли Роберт Дадли в Россию и на каких основаниях? Что это будет – пролонгированный контракт, заново заключенный договор? Владельцы компании ТНК-ВР исключают и то, и другое. Может быть, Роберт Дадли найдет работу в другой компании? Ведь он отказался от своего «овертайма»┘ Что будет после истечения транзитной визы Роберта Дадли? Директор ФМС Константин Ромодановский заинтриговал журналистов: «Не скажу – секрет. Дождитесь 29 июля, узнаете». Ждем.