0
685
Газета Экономика Интернет-версия

09.11.2009 00:00:00

Проверяющих проверят


Странная ситуация складывается с изменениями в законодательстве в рамках «второго антимонопольного пакета» Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые формально начали действовать с 30 октября. Всего за неделю до их вступления в силу президент России Дмитрий Медведев на встрече с российскими предпринимателями в Кремле поручил правительству и своей администрации не торопиться с введением новшеств.

«Необходимо посмотреть достаточность формулировок антимонопольного законодательства... проверить его, в том числе и на коррупционные элементы в широком смысле этого слова. В какой-то момент количество людей, которые начали активно возражать против его принятия, превысило все возможные пределы», – подчеркнул президент.

Действительно, активно лоббируемые ФАС «новшества», в том числе и поправки в статью 178 УК РФ «О защите конкуренции», предусматривающие уголовную ответственность для менеджмента компаний, вызывают самые серьезные опасения буквально с того момента, как были озвучены минувшим летом. Причем – что симптоматично – отнюдь не только в предпринимательской среде.

Так, еще 1 сентября с.г. на Международной конференции по конкуренции под эгидой БРИК первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов отмечал, что самыми опасными для конкурентной среды являются вовсе не картели и монопольные цены, а злоупотребления чиновников и преференции, которые они создают «своим» предприятиям. «Мы вышли на этап, когда воздействие государства в лице отдельных чиновников на экономику необходимо ограничивать. Нельзя свести всю политику поддержки конкуренции к антитрасту. Конкурентная политика должна перестать быть ограничительной – иначе мы не обеспечим рывок в экономике. Эта задача может быть решена только позитивными средствами – действиями на стороне бизнеса, а не против него», – подчеркнул первый вице-премьер.

В том же ключе в начале октября в процесс вынуждено было вмешаться ведомство Эльвиры Набиуллиной, став посредником между ФАС и крупным бизнесом. Как выяснилось в ходе обсуждений, у ФАС нет четкого ответа на вопросы, к кому и как планируется применять уголовные санкции, нет и исчерпывающей формулы «рыночной» и «монопольно высокой» цены, а риски нового законодательства запредельно высоки.

«Сейчас задача – максимально избежать ситуации, при которой ФАС превращается в ценового регулятора», – заявил в СМИ глава департамента развития конкуренции Минэкономразвития (МЭР) Александр Пироженко.

По мнению МЭР, в рамках программы по сокращению административных барьеров надо сократить количество сделок, которые необходимо согласовывать с ФАС, а также снизить требования к объему представляемой информации и документов в ФАС – дабы окончательно не удушить отечественный рынок, на котором действия антимонопольщиков становятся серьезным тормозом развития.

Разумеется, у ФАС своя точка зрения. Как утверждает глава правового управления ведомства Сергей Пузыревский, понятие монопольно высокой цены существует в законе с 1991 года, «это не новелла второго пакета», который якобы «предусматривает даже более либеральную практику, нежели существующая с 2006 года». Но здесь стоит отметить, что четкого определения монопольно высокой цены пока не существует не только в России, но и во всем мире. А права ФАС в области административного воздействия и возможности штрафовать бизнес с 2006 года выросли, без преувеличения, в разы. И если добавка к этим возможностям уголовного «кнута» – либерализация, то что тогда закручивание гаек?

Так что реплика Дмитрия Медведева стала логическим завершающим звеном в цепочке фактов, свидетельствующих: ФАС, похоже, явно перегибает палку. Такое впечатление, что антимонопольщики желают заполучить в свои руки полномочия нового силового суперведомства. И что за этим кроется – радение интересам государства или же иные, не столь возвышенные мотивы, – пока что не слишком понятно. Что, собственно, и не укрылось от внимания главы государства. «У нас пока, мягко говоря, не идеальная судебно-правовая система – и с точки зрения того, как она работает, и с точки зрения количества вовлеченных в принятие решений лиц. Уголовная санкция может превратиться в дубину, которой будут манипулировать конкуренты и в некоторых случаях недобросовестные чиновники для получения взяток или решения личных своекорыстных задач», – подчеркнул президент на встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей.

Как теперь будут применяться антимонопольные нововведения и будут ли применяться вообще – мы, видимо, узнаем в самое ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
832
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
991
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
797
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
945

Другие новости