0
760
Газета Экономика Интернет-версия

18.10.2011 00:00:00

"Газпром" готов везти Россию на газе


Газовые автозаправки в стране – явление крайне редкое.
Фото автора

В Москве прошла IX Международная газовая выставка технологий переработки и использования газа. В это же самое время в Государственную Думу РФ был внесен проект закона об использовании газового моторного топлива.

На открытии выставки начальник отдела по использованию газа в качестве моторного топлива Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Евгений Пронин отметил, что если закон будет принят, то он столкнет с почти мертвой точки рынок газомоторного топлива в России, а это значит, что у предприятий, представленных на выставке, резко возрастет количество новых заказов и клиентов, а следовательно, будут расти зарплаты и премии.

Проект закона «Об альтернативных видах топлива┘» лежал в Государственной Думе больше 10 лет. Точнее, не просто лежал – из него методично вычеркивалось все, что могло хоть как-то повлиять на рынок моторного топлива в России. В результате проект стал настолько пустым, что его решили даже не обсуждать на заседании Думы┘

Между тем обсуждать есть что. Когда-то наша страна была чуть ли не пионером в развитии газомоторики. С 1915 года на транспорте стали применять компримированный (сжатый) природный газ, а уже в 1936 году в СССР был создан первый грузовик, работающий на газе, и в следующем, 1937 году принята правительственная программа по внедрению газа в качестве моторного топлива. В СССР был период индустриализации, требовалось много бензина, и такой простой и дешевый выход, как газовое топливо, оказался чрезвычайно кстати.

Великая Отечественная война все приостановила, однако даже в самый тяжелый период – в 1942 году – саратовский обком КПСС сумел наладить на одном из местных заводов производство грузовиков, работающих на газе, который добывали на ближайшем Елшанском газовом месторождении. Причем, как говорит первый вице-президент Национальной российской газомоторной ассоциации РФ Виктор Стативко, «тогда развитие газомоторного транспорта осуществлялось именно комплексно, обком партии четко расписал по предприятиям региона – где, в какие сроки и в каких количествах будут производиться агрегаты или части газотопливной аппаратуры для автомобилей. Таким образом, в 1943 году по Саратовской области курсировали 150 автомобилей на газе, заправляясь фактически прямо из трубы, экономя дефицитное бензиновое топливо, так нужное фронту». А до фронта было рукой подать – немцы стояли под Сталинградом и рвались к Волге┘

После войны Советскому Союзу было не до газового топлива, а открытие в начале 70-х годов богатых нефтяных месторождений и вовсе похоронило тему. И вспомнили о газе как виде моторного топлива лишь в 80-х годах ради сохранения общего топливного баланса в экономике страны. В 1986 году вышло постановление президиума Верховного совета СССР, которое прописало массовый перевод автотранспорта на природный газ и – что важно! – технологическое обеспечение этой задачи. Сначала закупалось импортное оборудование, но скоро уже целые заводы – в Рязани, Свердловской области, в Украине – изготавливали аппаратуру и газовые баллоны, а ЗИЛ и ГАЗ перешли на конвейерную сборку грузовых автомобилей на природном газе. Очень быстро были построены более 400 заправочных станций, причем большая часть в европейской части страны, то есть на территории нынешней России. На газовом автомобиле можно было кататься в центральной части СССР, не боясь остаться без топлива – заправки стояли во всех крупных городах.

А потом случились общий развал и обвал – к 1998 году число заправочных станций в России сократилось до 130–140. Россия опять катилась на бензине и дышала соляркой, хотя весь мир бурно воспринял газомоторные идеи и вовсю пересаживался на газовые автомобили – в 90-х годах их количество исчислялось уже миллионами. К тому же газ оказался не только дешевым, но и весьма экологичным видом топлива, что в конце XX века было чрезвычайно актуальным. На первое место по использованию газа как моторного топлива вышла Португалия, обогнав даже Францию и Германию, в 2009–2010 годах на пятки Европе стали наступать Иран и Пакистан, в которых по дорогам ездит 2 млн. заправленных газом машин.

А в России теперь уже не важно, кто виноват┘ Наши инертные чиновники и пассивные депутаты, которые не смогли разобраться в перспективности перехода на газовое топливо не только для отдельно взятых автомобилистов, но и для всей экономики страны? Нефтяное лобби, заинтересованное в ежечасном росте потребления нефтепродуктов и непросчитавшее, что не потребленную в России нефть можно отправлять на экспорт и не получать при этом желчных упреков в провокации очередного бензинового кризиса на родине? Или ушлые руководители автобаз, быстро понявшие, что газ – в отличие от бензина – просто физически невозможно украсть и превратить в неучтенку и левый заработок? Важно, что на сегодня в России лишь 200 газовых заправок, а на всю Москву – шесть.

Логика малых дел

Но все-таки Россия всегда была жива своими талантами и личностями. Когда-то нынешний губернатор Новгородской области Сергей Митин работал замминистра сельского хозяйства России и на одной из выставок увидел и как профессиональный машиностроитель быстро оценил по достоинству сельхозтехнику, работающую на газе. Теперь в Великом Новгороде общественный транспорт – автобусы – постепенно переходит на газ. Тем более что например, КамАЗ выпускает их уже в большом количестве, а как сказал на днях его представитель на конференции «Газ – в моторах», завод готов производить еще больше, был бы заказчик┘

А одно из хозяйств в Ставропольском крае в течение 20 последних лет работает ТОЛЬКО на газе! И, как утверждает Виктор Стативко, «если сделать элементарный расчет, вспомнив, что у нас в стране по постановлению правительства еще 1993 года цена за литр сжатого природного газа не может превышать половины стоимости литра бензина марки Аи-76, понимаем, почему в Рязани, Свердловской области или Ставропольском крае водители стоят в очереди на газовых заправках по три часа – это топливо очень выгодно!»

Аналогично рассуждали и в Москве, когда в прошлом году принимали постановление «О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте». В 2012 году на газовое топливо должны перейти 300 автобусов одного из городских автопарков, да и больницы и детские сады столицы с 1 октября 2012 года смогут брать на обслуживание только машины, использующие природный газ или соответствующие экологическим характеристикам не ниже Евро-4. По госзаказу московские чиновники будут со следующего года закупать только ту технику, которая соответствует экологическим характеристикам не ниже Евро-4 или использует в качестве моторного топлива газ. При этом сегодня Москва по уровню потребления компримированного природного газа занимает аж 15-е место в Российской Федерации, а газомоторной столицей России специалисты называют Нижний Тагил Свердловской области: там работают четыре газовые заправки ООО «Газпром трансгазЕкатеринбург», спрос на которые в 2006–2010 годах стабильно составлял 16–17 млн. куб. м в год.

Прочувствовали ситуацию и активно используют газовое топливо в Челябинской, Тульской, Кемеровской областях, в Краснодарском крае, в Кабардино-Балкарии, Башкортостане. «Но все-таки это мелочи, – сокрушается Евгений Пронин. – «Газпром» заключил договора с 60 регионами России, и мы все время подталкиваем их, объясняем, агитируем, хотя это губернаторы и мэры должны быть заинтересованы в том, чтобы перевести общественный транспорт на газ и экономить бюджетные миллионы! Посчитайте – 70 тысяч городов и населенных пунктов России имеют природный газ, в ближайшее время региональные программы газификации, осуществляемые «Газпромом», доставят газ еще в 400 городов. По сути, это реальные возможности создавать заправочные станции и для газобаллонных автомобилей, и для сельхозтехники».

Иногда Пронин с усмешкой говорит, что «у нас железная дорога быстрее поедет на газе, чем российские водители!». Хотя вообще-то это не шутка – первый российский газотурбовоз, созданный не без помощи научного предприятия «Газпрома», сейчас проходит испытания, но он уже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый мощный в мире. В ОАО «РЖД» мечтают, что через 15 лет только по Свердловской железной дороге будет ездить 90 таких агрегатов, а на БАМе и железных дорогах в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» – около 300.

Вам ехать – вам и решать!

Новый проект закона об использовании газового топлива в России разработала группа депутатов и сенаторов. Официально в Госдуму РФ документ внес сенатор Николай Рыжков – бывший премьер-министр правительства СССР, точно знающий, во сколько раз газ дешевле нефти и чего может стоить не вовремя принятое стратегическое решение в экономике.

Проект предполагает развитие рынка газомоторного топлива в стране. Например, предлагается размещать заказы на поставки газотопливных транспортных средств для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, может быть введен упрощенный порядок предварительного согласования места размещения газозаправочных и многотопливных АЗС при выделении земельных участков под такое строительство. Более того, планируется вообще запретить строить АЗС без установки оборудования для заправки различными видами жидкого моторного и газомоторного топлива. Федеральные программы в области энергосбережения должны быть дополнены требованием о включении в них мер по замещению жидкого топлива газомоторным, говорится в законопроекте, при этом предлагается прописывать в них объем такого замещения. Скорее всего в проект будет внесено много поправок, замечаний, какие-то его положения будут смягчены. Но если он снова будет выхолощен или ляжет под сукно, российским водителям останется пенять только на себя и свой политический выбор раз в четыре года.

┘ А в будущем? В ближайшем будущем Россия ждет зимнюю Олимпиаду-2014. В Пекине весь олимпийский транспорт ездил на газе, в Лондоне планируется то же самое, в Сочи сегодня недозагружена одна-единственная газовая заправка. Хотя в «Газпроме» говорят, что перевести на газ весь транспорт этого города, включая прибрежные морские трамваи, можно за считанные годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1987
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2978
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2357
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2357

Другие новости