Фото Reuters
На минувшей неделе в Брюсселе состоялся 14-й раунд переговоров ЕС–США о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП). Прорыва он не принес: стороны явно медленнее, чем им хотелось бы, продвигаются к цели. Брюссель и Вашингтон заявили о решимости завершить согласование документа к концу 2016 года, то есть до окончания президентского мандата Барака Обамы. Будут ли действительно выдержаны эти сроки, которые, впрочем, уже сдвигались не раз, сказать с уверенностью трудно. Помимо остающихся нерешенных вопросов и разногласий теперь придется считаться еще и с брекзитом, который явно не улучшает перспективы заключения ТТИП.
ТТИП – самое амбициозное из трех формирующихся мегарегиональных торговых соглашений (МРТС). На него будет приходиться не менее 40% мировой торговли и около 50% глобального ВВП. При этом его нельзя считать самым продвинутым по степени готовности, ибо в феврале этого года состоялось подписание соглашения по другому мегаблоку – Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Третьим МРТС обещает стать Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), участниками которого являются государства Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китай, претендующий на лидерство в нем.
Все три партнерства – результат глобализации и имеют общую экономическую причину появления на мировой арене. В условиях кардинально изменившегося в XXI веке характера торговли, когда границы государств пересекают не только и не столько товары, сколько потоки инвестиций, ноу-хау и целые производства, ВТО уже не справляется со своевременным генерированием правил для новых сфер, например торговли в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости (GVC). Но если ВТО не готова создавать новые правила, то они будут написаны за ее рамками. Такова в самом кратком виде причина появления МРТС. ТТП уже реально демонстрирует способность к созданию новых правил – достаточно взглянуть на текст соглашения о данном партнерстве.
ТТИП также претендует на генерирование самых современных правил торговли, которым будет посвящен один (Rules) из трех блоков будущего документа. В двух других будут описаны условия взаимного доступа на рынки для компаний США и ЕС и вопросы регулирования, при этом статьи этих двух блоков должны максимально снизить торговые барьеры и упростить административные формальности, особенно для малого и среднего бизнеса.
При общих экономических причинах формирования мегасоглашений ТТИП выделяется особым политическим измерением. О нем ясно заявила еще на старте переговорного процесса в 2013-м Виктория Нуланд, подчеркнув, что ТТИП это больше чем торговое соглашение – «это политическая ставка, которую партнеры делают друг на друга и на свое общее будущее». За пафосным высказыванием представителя Госдепа США стоят реальные вызовы и озабоченности сегодняшних атлантистов, которые и придали с самого начала серьезный политический импульс созданию ТТИП. Три года спустя торговый комиссар ЕС Сесилия Мальмстрем вновь подчеркивает политический аспект сделки, заявляя, что «политическая среда для торговли создает возрастающие вызовы по обе стороны Атлантики».
Для экспертов и наблюдателей политическая составляющая ТТИП стала сразу очевидной, так как на момент начала переговорного процесса торговые барьеры между США и ЕС уже находились на относительно низком уровне, с одной стороны. С другой – существующие торговые разногласия, как, например, многолетний спор об уровнях субсидирования гражданского авиастроения, не обещали быстрого разрешения. И за три прошедших года переговоров ситуация в этом плане хотя и улучшилась, но пока не претерпела кардинальных изменений. К началу нынешнего раунда из трех десятков глав будущего соглашения более половины оставались несогласованными. Наименьший прогресс достигнут в области субсидий, энергетики и сырьевых товаров, торговли текстилем, антикоррупционных норм и в целом в институциональной сфере. Кроме того, Брюссель требует договоренности о регулировании финансовых рынков, доступа к американскому рынку правительственных закупок. Отдельные страны ЕС сохраняют высокую озабоченность сферой географических указаний, связанных, в частности, с такими всемирно известными брендами, как «Шампанское», «Пармезан», «Фета» и др. Нельзя сказать, что стороны полностью удовлетворены достигнутыми компромиссами по институту разрешения споров инвестор–государство и по торговле генно-модифицированными организмами (ГМО).
Эти и другие разногласия дают основания некоторым общественным движениям, в первую очередь зеленым, заявлять о том, что сделка в таких обстоятельствах крайне маловероятна. Разумеется, сейчас критики ТТИП главное внимание уделяют последствиям брекзита. Понятно, что Брюссель и Вашингтон поспешили сразу после британского референдума заявить, что брекзит не повлияет на темп переговорного процесса и решимость сторон достичь цели в этом году. Но в действительности ситуация не столь оптимистична. Выход Британии из ЕС ставит ряд весьма серьезных вопросов. Очевидно, для США рынок ЕС без Британии становится менее интересным. Одновременно Вашингтон теряет в Европе свою главную опору в курсе на либерализацию торговли и ключевого приверженца ТТИП. Пока совершенно неясно, каковы будут будущие параметры торговых отношений Британии с ЕС и с США и как скоро эти отношения будут оформлены. Если вспомнить апрельское высказывание Барака Обамы, согласно которому Британия окажется «в конце очереди на заключение торгового соглашения с США» в случае выхода из ЕС, то эти отношения какое-то время рискуют остаться неопределенными.
Отношение правящих элит к происходящему по обе стороны Атлантики более чем серьезное. Реальные тревоги и озабоченности уходят далеко за рамки торговой либерализации. Истинная ставка заключения ТТИП – сохранение формировавшихся столетиями основ трансатлантического сообщества и его лидерских позиций в мире. Подъем новых индустриальных стран во главе с Китаем – лишь один из современных вызовов Западу. Не менее серьезный вызов – мощные миграционные потоки, изменившие национальный и социальный состав ряда развитых стран с соответствующими последствиями. Как было отмечено на недавней германо-американской конференции по ТТИП в Вашингтоне, сегодня растущая доля испаноязычных американцев не осведомлена об истории холодной войны, а турецкие и сирийские иммигранты в Германии ничего не знают о роли США в послевоенной денацификации страны. К этому следует добавить рост влияния правых партий в Европе, активно вовлекающих в свои ряды напуганный глобализацией средний класс. Все эти обстоятельства работают против ТТИП.
Случается, что серьезные вызовы неожиданно открывают новые возможности для движения вперед. Произойдет ли подобное с ТТИП? Не исключено. На днях глава МВФ Кристин Лагард заявила в Вашингтоне, что самый серьезный риск для современного мира – риск отказа от сотрудничества. Это верно.