Китайские компании прокладывают энергомост в Крым, не опасаясь американских санкций. Фото с сайта www.kerch.com.ru
Практика американских санкций показывает, что китайцам или европейцам работать в Крыму безопаснее, чем российским предприятиям. Штаты не решаются вводить санкции против крупной китайской компании, которая построила энергомост в Крым. Не противится Вашингтон и китайскому турбизнесу, открыто начинающему освоение Крыма. Российские же строители Керченского моста недавно подверглись американским санкциям.
В Крым прибыла первая официальная группа туристов из Китая, которая посещает регион после подписания Россией и КНР соглашения о безвизовых групповых поездках, сообщает ТАСС.
Таким образом, частные поездки иностранцев в Крым теперь будут дополнены организованным турпотоком из-за границы.
Французская компания построит в Крыму устричный питомник, передает РИА Новости слова крымских предпринимателей. Активно идут переговоры об инвестициях в Крым с итальянскими или испанскими компаниями. Ранее крупная китайская компания Shanghai Foundation Engineering Group официально работала на строительстве энергомоста в Крым. При этом никаких санкций против европейских или китайских компаний ни Вашингтон, ни Брюссель не объявляют.
Совершенно иначе обстоит дело с российским бизнесом, который работает в Крыму: в начале сентября США внесли в санкционный список ряд российских компаний, занятых на строительстве Керченского моста (генподрядчик «СГМ–Мост», субподрядчик «Мостотрест», проектант «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург»). Выходит, что китайцам или европейцам работать в Крыму безопаснее, чем российским предприятиям, по крайней мере с точки зрения международных санкций? У экспертов на этот счет мнения расходятся.
«Китайцам или европейцам с точки зрения международных санкций действительно безопаснее работать в Крыму, чем россиянам. Дело в том, что их страны не находятся в столь остром геополитическом конфликте с США, как Россия. Готовность США к новым санкциям будет зависеть от хода переговоров по Трансатлантическому торговому партнерству. Если Штаты решат, что это хороший повод выкручивать руки европейцам, то они вполне могут использовать Крым как предлог», – считает завкафедрой политэкономии Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Дзарасов. При этом он напоминает о планах французов инвестировать в переработку мусора в Ялте, а также о неафишируемом бизнесе европейцев в Крыму. В частности, многие европейские суда заходят в порты Крыма под чужими флагами. Пока некоторым российским компаниям санкции в Крыму угрожают больше, чем иностранцам, соглашается председатель совета директоров Автоградбанка Павел Сигал. «Вероятность введения санкций против китайских компаний стремится к нулю», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «Если раньше крымские предприниматели старались регистрироваться в других регионах, например в Краснодарском крае, то теперь возможно развитие бизнеса через так называемые китайские прокладки – компании, предлагающие формальную регистрацию в Китае и работу через них», – объясняет Исаев. По его словам, сами крымские компании подвержены санкционному риску в отличие от китайских. «У зарегистрированных в Крыму компаний нет возможности, например, официально работать с поставщиками электроники, нет возможности выкладывать свои разработки в магазины приложений. Все это сильно ударило по IT-сфере Крыма», – отмечает эксперт.
Впрочем, совсем забывать о санкциях не следует. «Крыму не стоит рассчитывать на привлечение инвестиций крупного бизнеса из-за рубежа. Публичные компании и банки предпочтут не иметь проблем с Минюстом США. Штрафы, наложенные на французские и германские банки, которые проводили транзакции с компаниями из Ирана и других неугодных стран, – слишком запоминающийся пример», – считает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. По его словам, китайская компания, которая предоставила судно-кабелеукладчик, может оказаться единственным санкционным исключением. «Причина в том, что Китай и США меряются мускулами, выясняя отношения вокруг статуса островов в Южно-Китайском море», – объясняет эксперт.
«Санкции введены против узкого круга российских госкомпаний либо компаний, связанных с властными структурами», – отмечает аналитик компании ТeleTrade Михаил Поддубский.