Фото Павла Сарычева\НГ-Online
По итогам первого месяца текущего года Резервный фонд благодаря курсовой переоценке увеличился на 1%, достигнув 973,5 млрд руб., сообщил в начале февраля Минфин. Однако в сравнении с январем 2016 года объем фонда снизился втрое – с 49,7 млрд до 16,2 млрд долл.
К быстрому расходованию средств Резервного фонда привело падение цен на нефть: если в 2014 году среднегодовая цена барреля Urals составляла 97,6 долл., то в 2015 году – 51,2, а в 2016-м – 41,9 долл. (подсчеты IndexBoxRussia). Причиной тому послужило свертывание в октябре 2014 года Федеральной резервной системой США программы количественного смягчения, за которым последовало ужесточение денежной политики: в декабре 2015 года ФРС впервые за девять лет повысила ключевую ставку (с 0,25 до 0,5%), а в декабре 2016 года довела ее до 0,75%. Это, в свою очередь, стало для инвесторов сигналом к выходу из сырьевых бумаг.
Хотя с конца ноября нефтяные котировки держатся стабильно выше 50 долл/барр, они вряд ли выйдут на аномально высокий уровень трехлетней давности. Причина тому – легкость восстановления добычи на сланцевых месторождениях в США, для перезапуска которых не требуются большие дополнительные инвестиции. В силу этого число работающих в Штатах буровых установок в начале февраля достигло наивысшего за прошедший год уровня – 583 единицы (данные BakerHughes). Увеличение нефтедобычи в США будет неизбежно сдерживать рост котировок вне зависимости от усилий ОПЕК.
Для России это означает риск исчерпания Резервного фонда уже в первой половине нынешнего года. А значит, правительству будет необходимо искать новые источники для балансировки федерального бюджета. Первым из таких источников станет, по всей видимости, Фонд национального благосостояния (ФНБ). О том, что Минфин прибегнет к использованию средств ФНБ для покрытия бюджетного дефицита, министр финансов Антон Силуанов заявлял еще в июне прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). К началу февраля в ФНБ было накоплено 72,5 млрд долл. – почти столько же (72,9 млрд) в Резервном фонде было сосредоточено в августе 2015 года. Это значит, что средств ФНБ хватит для покрытия дефицита как минимум на год вперед без серьезного сокращения бюджетных расходов.
Другим источником покрытия дефицита могли бы стать заимствования на финансовых рынках. Однако в условиях санкций у правительства для этого нет больших возможностей. Так, перед прошлогодним размещением Минфином 10-летних еврооблигаций ФРС США рекомендовала инвестиционным банкам не приобретать российские долговые бумаги из опасения, что вырученные средства будут предоставлены тем компаниям, что находятся под санкциями. Как следствие, при плане в 3 млрд долл. Министерству финансов удалось разместить лишь 1,75 млрд долл.
В связи с этим правительству рано или поздно придется пойти на радикальный пересмотр бюджетной политики. Ключом к предотвращению острой фазы кризиса государственных финансов может стать сокращение расходов на госкомпании, вооруженные силы и правоохранительные структуры, прирост которых внес основной вклад в увеличение бюджетных трат в последние 10 лет. За 2005–2015 годы исполненные расходы федерального бюджета увеличились на 12,1 трлн руб. – с 3,5 трлн до 15,6 трлн руб. При этом расходы на экономику выросли на 2 трлн руб. (с 249 млрд до 2,32 трлн руб.), на оборону – на 2,6 трлн руб. (с 581 млрд до 3,18 трлн руб.), а на безопасность и правоохранительную деятельность – на 1,5 трлн руб. (с 450 млрд до 1,97 трлн руб.).
В снижении этих расходов и заключается выход из надвигающегося бюджетного кризиса, который грозит стать самым серьезным за последние 20 лет. По своим масштабам такой бюджетный маневр сравним с 67-процентным сокращением закупок вооружений в 1992 году и вынужденным отказом от заимствований на рынке ГКО, который произошел после дефолта 17 августа 1998 года. И в том и в другом случае радикальный пересмотр бюджетной политики происходил уже после бюджетной катастрофы. Хотелось бы, чтобы в этот раз такой пересмотр ее предотвратил.