Глава Минфина Антон Силуанов стоит на страже бюджетных расходов. Фото РИА Новости |
В правительстве так и не решили, сколько в стране нуждающихся – 4 или 19 млн человек. Поэтому чиновники вообще не стали закладывать в проект нового бюджета расходы на продовольственную помощь малоимущим. Об этом рассказал сенаторам представитель Минфина. Минпромторг рассчитывал запустить программу помощи не ранее 2018 года, теперь, похоже, запуск передвинут за пределы 2020-го. Продовольственные карточки оказались в одном ряду с такими новациями, как энергопаек или индивидуальный пенсионный капитал, от которых власти публично не отказывались, но для которых переносились сроки внедрения.
В проекте федерального бюджета на 2018–2020 годы не предусмотрены средства на продовольственную помощь населению. Об этом сообщила директор департамента бюджетной политики Минфина Светлана Гашкина во время вчерашнего совещания по продпомощи в Совете Федерации.
«Мы с Минтрудом должны сверить показатели участников данной программы и в дальнейшем подготовить расчеты к бюджету-2018–2020, но ни от Минтруда, ни от Минпромторга пока не поступали предложения. Уже поздно на этот бюджетный цикл», – передает слова Гашкиной «Прайм». «Поэтому в федеральном бюджете на данном направлении, именно в части логистики, в части того, что будут у нас разрабатываться какие-то специальные карты платежной системы «Мир», на которые будет начисляться сумма баллов, – пока все эти ассигнования не заложены», – пояснила она. Главные вопросы для чиновников: что такое нуждаемость и каковы ее критерии? Судя по объяснениям Гашкиной, ведомства пока ищут ответы, поэтому программа продовольственной помощи все еще в разработке.
Ранее Минпромторг в докладе «О программе поддержки потребительского спроса на продовольствие» указывал на такие параметры: «Дефицит доходов малоимущих граждан до величины прожиточного минимума, по данным Росстата, в 2015 году составил 685 млрд руб., из которых почти половина – это дефицит на продовольствие (около 319 млрд руб.). Моделирование показывает, что если бы в 2015 году в рамках программы было выделено 319 млрд руб., то прирост ВВП превысил бы размер предоставленных субсидий в 1,6–1,9 раза и составил бы 0,6–0,8%, или от 510 до 605 млрд руб.».
Ориентиром для министерства были данные Росстата по численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2015-м таких насчитывалось, по первоначальной оценке Росстата, 19,1 млн человек. Затем показатель скорректировали до 19,5 млн.
Минсельхоз в докладе о внутренней продовольственной помощи в России тоже опирался на численность официально бедных – правда, на показатель 2014 года, когда за чертой бедности находились 16,1 млн человек. По оценкам Минсельхоза, «ежегодный объем бюджетных средств, необходимых для оказания адресной продовольственной поддержки малоимущих, составляет около 240 млрд руб.».
При этом, как ранее заявили специалисты Академии при президенте (РАНХиГС), определяя адресатов программы, нужно ориентироваться не на 13,5% населения за чертой бедности (данные Росстата за 2016 год), а хотя бы на 20% населения (см. «НГ» от 27.09.17).
Весной этого года глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что программа продовольственной помощи может быть будет запущена не ранее 2018 года. Осенью он уточнил, что правительство пока не приняло решения о сроках запуска программы, при этом объем финансирования предварительно определен на уровне 200–250 млрд руб. в год.
Минфин такие цифры, видимо, не устраивают – особенно в условиях, когда взят курс на жесткую бюджетную экономию. По словам Гашкиной, помощь должна быть адресной: «Слово «адресная» значит, что понятно, кому помощь будет оказываться. Тем, кто в этом нуждается».
Директор департамента бюджетной политики Минфина Светлана Гашкина знает, что означает слово «адресность». Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru |
Создается впечатление, что в Минфине ставят знак равенства между адресностью и крайней избирательностью, сужением круга получателей помощи до минимума. В частности, в ведомстве не могут смириться с необходимостью выделять деньги для 20 млн человек, ведь по факту «за помощью обращаются всего 4 млн человек». Такую цифру привела в своем выступлении Гашкина. Видимо, речь идет о тех гражданах, которые обратились в местные органы соцподдержки.
Но даже 4 млн нуждающихся тоже могут стать неподъемной ношей для бюджета. Допустим, если власти решат выделять на каждого такого малоимущего по 100 руб. в день, тогда размер госпомощи составит 146 млрд руб. в год. Выделение же 50 руб. в день на каждого нуждающегося будет означать ежегодные расходы в размере 73 млрд руб. Даже такая, казалось бы, относительно небольшая сумма почти вдвое превышает, например, дополнительные доходы, которые Минфин рассчитывает получить в следующем году от внепланового повышения акцизов на бензин. Как сообщал министр финансов Антон Силуанов, правительство одобрило внеплановое повышение акцизов на автомобильный бензин и дизель на 50 коп. за литр с января и июля следующего года. Это принесет бюджету около 40 млрд руб.
О необходимости внедрить в стране специальные продовольственные карты для малоимущих граждан чиновники и депутаты говорят давно. Сама идея родилась около 10 лет назад в недрах «Единой России». Но за активную разработку программы правительственные ведомства взялись несколько лет назад. В частности, Минпромторг сформулировал, кто станет главным адресатом поддержки: население и эффективный отечественный производитель.
Но, вместо того чтобы наконец-то реализовать далеко не новую идею, власти до сих пор занимаются бюрократическим футболом, переадресовывая друг другу проверку и разработку разнообразных параметров.
И хоть близкие к Минфину источники призывают не воспринимать происходящее как отказ правительства от программы, однако для стороннего наблюдателя, далекого от аппаратных игр, это выглядит именно так. Создается впечатление, что власти просто ищут повод постепенно «забыть» о предлагаемой новации.
Например, именно таким образом ранее развивались события вокруг внедряемой социальной нормы потребления электроэнергии, которую в прессе называли энергопайком.
Похожая ситуация складывается и с индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК). Теперь правительство отложило на весну следующего года все налоговые новации, включая маневр 22/22 и концепцию ИПК, предполагающую принятие налоговых льгот. Хоть старт ИПК запланирован на 1 января 2019-го, не исключено, что сейчас мы видим первые попытки отсрочить внедрение новой пенсионной системы (см. об этом «НГ» от 16.10.17).
Как считают некоторые опрошенные эксперты, например, аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский, «программа продовольственной помощи малоимущим была обречена на провал во многом из-за своей крайне слабой проработки».
«По факту за год она так и не оформилась в какой-то окончательный план. Каким образом распределять запрошенные бюджетные средства? То ли распределять их между производителями товаров, то ли между ретейлерами, то ли между малоимущими потребителями? А если между потребителями, то в каком виде: в виде корзин, баллов или живых денег?» – перечисляет возникающие вопросы эксперт. Никаких четких критериев определения адресатов поддержки тоже нет, добавляет он.
Хотя, как ожидает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Голодов, «в преддверии выборов помощь бедным, в том числе продовольственная, осуществляться будет». Но в каком виде – тоже пока вопрос.