0
2059
Газета Экономика Интернет-версия

12.12.2017 00:01:00

В Москве ЖКХ нужны современные сервисы, а активистам – больше самостоятельности

Тэги: многоэтажки, жкх, сервисы, реновации, капремонт, приватизация, контроль, москва, вера москвина, интервью


многоэтажки, жкх, сервисы, реновации, капремонт, приватизация, контроль, москва, вера москвина, интервью На фото глава «МГУ ЖКХ» Вера Москвина. Фото сайта www.rosuprava.ru

Обсуждение реновации и запуск городской программы капремонта в Москве привлекли внимание горожан и властей мегаполиса к работе активистов, которые вносят огромный вклад в создание комфортной среды в многоэтажках. О том, можно ли проводить собрания собственников в Интернете, и о том, чего ждут от города активные жители многоквартирных домов, журналисту Олегу СУШКОВУ рассказала исполнительный директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «МГУ ЖКХ» Вера МОСКВИНА.

Вера Михайловна, что сейчас важно для горожан, которые активно участвуют в жизни своего дома или хотели бы поучаствовать в этом процессе?

– Сейчас главная тема в Москве – капитальный ремонт и участие в этом процессе муниципальных депутатов, уполномоченных собственников и управляющих организаций. У нас до сих пор нередко управляющая организация не включается в процесс капремонта, а «из-за угла» поглядывает за тем, что происходит на вверенном ей объекте. А управляющая компания обязана участвовать в контроле за капительным ремонтом, поскольку ей потом дом эксплуатировать и сохранять. Капремонт – это та тема, на которой сейчас все должны объединиться и сообща принимать участие в контрольных функциях. Также большая надежда возложена на муниципальных депутатов. Формирование краткосрочных планов капремонта до 2020 года зависит от них, ведь каждый муниципальный депутат привязан к конкретному адресу. Депутаты должны согласовать планы, внести в них корректировку и запустить процесс, чтобы у жителей не возникало повода жаловаться и задавать вопрос: «У нас в доме все так плохо, почему же он не вошел в план на 2018 год?»

В Москве также есть потребность перехода на специальные счета крупных домов, которые могут самостоятельно накопить на капремонт. У нас мегаполис, каждый его округ – это, по сути, город-миллионник. Когда мы проанализировали ситуацию со счетами в городах-миллионниках, получилось, то там спецсчетов примерно 15–20% от всего жилого фонда, а у нас в Москве пока только 9%. Конечно, мы позже всех начали в стране, и процесс полноценно был запущен, по сути, в 2017 году. Но потребность перехода домов на спецсчета огромная, и мы будем помогать домам это делать. Спецсчета – это большая ответственность, но это и самостоятельность собственников в принятии решений о ремонте дома. А чем больше самостоятельности у собственников, тем лучше.

В последнее время немало говорилось о том, как в некоторых домах сложно провести общие собрания собственников. Насколько серьезна эта проблема?

– В управлении многоквартирными домами всегда были большие сложности с проведением общих собраний, особенно это актуально сейчас, когда нужно проводить обсуждения по капремонту. Собрания – это дамоклов меч в ЖКХ, на их организацию тратится много времени и сил. Сейчас предлагают разные варианты проведения общих собраний – создать дополнительную интернет-площадку, проводить конференции, использовать очно-заочную форму. В каждой системе есть свои плюсы и минусы, в каждой нужно учесть важные особенности. Например, есть идея с делегатами – но где гарантия, что человек, которого мы выбрали от площадки на несколько лет, не окажется в момент проведения конференции в отпуске, в командировке, в больнице? Нужно решить также, как сделать, чтобы нельзя было отменить решение общего собрания, которое всегда очень долго готовится и требует огромных организационных ресурсов, просто одним заявлением, направленным, например, по злому умыслу.

Самое плохое, что породила в ЖКХ тотальная приватизация, – невозможность собственникам договориться о чем-либо. Я считаю, что больше полномочий нужно давать советам домов. Вот представьте – в доме 500 квартир и четыре активиста. Есть какие-то серьезные проблемы, которые нельзя решить без общего собрания, но есть мелочи, которые не стоит обсуждать на таком уровне, нужно все же распределение полномочий. Если мы выбрали совет дома – это и есть наши делегаты. Если их решение не вредит моей собственности – пусть они принимают их внутри своего сообщества и отчитываются каждые полгода. А если собственники не могут договориться, наступает хаос, затем кто-то принимает решение поверх их голов, и жители даже рады этому: свет есть, вода течет, в подъездах кто-то полы моет – отстаньте от меня, все же нормально. Но на самом деле не нормально, поскольку содержание дома – это не только помыть полы. Это прежде всего инженерные сети. Только если они должным образом эксплуатируются, если управляющая компания делает должным образом планово-предупредительные ремонты, за дом можно не переживать.

Недавно в Общественной палате Москвы обсуждалась перспектива создания специального онлайн-ресурса, который мог бы объединить собственников в Интернете и упростить их общение. Как вам эта идея?

– Еще не так давно ни у кого не было мобильных телефонов, а теперь мы уже представить не можем себе жизни без них. И без подобных технологий в ЖКХ мы не продвинемся. Потому мы уже активно используем разные технологии – например, группы в WhatsApp почти каждое объединение организует. Конечно, когда будут создавать такой онлайн-ресурс, нужно будет многое учесть. Если на нем можно будет голосовать – конечно же, нужен будет электронный ключ или электронная подпись. Надо будет решить, как уследить за тем, чтобы за собственника с его компьютера не проголосовал кто-то другой, к примеру, муж или жена.

Но у такого ресурса большие перспективы, это будет очень удобно. Возьмите любой дом, например, мой. Мы решили провести общее собрание – выяснилось, что у нас треть собственников живет в другом месте: кто-то за границей, кто-то уезжает на зиму и работает онлайн на удаленке, кто-то на даче, кто-то сдает квартиру. Но если собственников завязать в такую единую сеть, то где бы я ни была – в Австралии, в Урюпинске, в командировке или в больнице, я всегда смогу по своему смартфону получить сообщение о проведении общего собрания, узнать повестку, переговорить с кем нужно и проголосовать так, как я считаю нужным. За этим будущее. Конечно, будем наступать на грабли, но практика укажет на ошибки, и через некоторое время в Москве мы создадим просто идеальную электронную систему для принятия решений.

Это должна быть централизованная государственная система или ее могут создать представители бизнеса для отдельных районов?

– Я думаю, создание такой системы – это дорого, и непонятно, сможет ли это потянуть какая-то частная компания. К тому же частник потом будет пытаться извлекать из этого прибыль, например, на рекламе, которая будет мешать пользователям. Кроме того, в такой системе же будут персональные данные, которые должны быть защищены, и не стоит доверять их частному лицу. Это должна быть государственная, городская сеть. Серверы должны быть тоже только в субъекте Федерации, чтобы все было под контролем властей города и не могло быть никаких утечек. Что еще важно – такой ресурс будет дополнительным инструментом для контроля за ситуацией в ЖКХ – его можно использовать для аналитики, учета мнений, опросов. Городские власти смогут видеть всю картину целиком и будут понимать, чем сегодня озадачены собственники.

Действуют ли подобные ресурсы в других странах? Или есть какие-то другие системы, которые можно было бы перенять Москве из опыта других городов?

– Есть интересные формы контроля ситуации в ЖКХ в других странах – например, финны нам как-то предлагали электронные системы по управлению многоквартирными домами. Это, по сути, диспетчерские, которые позволяют моментально понять, что случилась какая-то авария в доме, увидеть, на каком этаже и в какой квартире случился прорыв. Разве нам такого не надо? Эта система даже позволяет анализировать и выдавать места в доме, которые требуют вмешательства, чтобы не возникало аварийной ситуации. Подсчитывается все – из какого материала было сделано оборудование, когда было установлено, каков его срок службы. Нам предлагали такую систему при условии, что сервер будет в Финляндии, а здесь – оператор, который помогает, при этом система дорогая, существенная абонентская плата, и мы не смогли с ними работать. А наши компании по старинке все делают и спрашивают: «Зачем нам это, управляемся же!» Но, думаю, постепенно и в нашем городе придут к использованию подобных современных систем или создадут свои.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1512
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1716
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1820
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4156

Другие новости