Пожилые голландцы могут скоро стать участниками коммунистического эксперимента. Фото Reuters
В России внедряют принцип адресности и нуждаемости, который по факту сократит численность получателей государственной помощи, но, судя по всему, расширит штат мелких чиновников, чтобы те за бюджетные деньги занялись классификацией малоимущих граждан. С таким подходом к реформированию социальной сферы Россия на фоне некоторых западных государств выглядит необычно. Ведь в то же самое время такие страны, как, например, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, наоборот, экспериментируют с безусловным основным доходом (БОД). Так, парламент Цюриха все же одобрил решение протестировать безусловный доход.
Некоторые швейцарские города возвращаются к идее безусловного дохода. Парламент Цюриха одобрил предложение протестировать в городе БОД, сообщает швейцарская телерадиокомпания RTS. Напомним, 5 июня 2016-го во время референдума большинство швейцарцев отказались от гарантированного дохода. Инициаторы БОД предлагали назначить всем жителям, включая иностранцев, проживших в стране пять лет и более, ежемесячное пособие, которое для взрослого составило бы почти 2,3 тыс. евро.
Но референдум не поставил точку в истории БОД – особенно в тех городах, где сконцентрированы сторонники новации. По словам коммунального советника от Социалистической партии Урса Хельфенштайна, сегодня у швейцарских властей нет понимания, к чему приведет внедрение БОД по всей стране. «Но если можно провести тестирование с участием нескольких сотен человек здесь, в Цюрихе, а не в Африке и не в Финляндии, то мы узнаем, хорошая это идея или нет», – пояснил депутат.
В швейцарском городе Лозанна тоже витает в воздухе идея протестировать БОД. Как пишет русскоязычное швейцарское онлайн-издание «Наша газета», сейчас либо присматриваются, либо уже приступают к внедрению БОД Германия, Индия, Италия, Финляндия. «В Финляндии около 2 тыс. человек с января этого года получают 560 евро в месяц. Цель эксперимента – выяснить, насколько выплаты помогут финнам в поисках работы, а также поднять имидж Финляндии на международном уровне», – поясняет издание.
Сторонники новации утверждают, что БОД положительно повлияет на экономику и сделает жизнь граждан более комфортной. Противники спрашивают, откуда власти возьмут деньги на поголовные пособия, и предупреждают о росте налогового бремени. Открытым остается вопрос о том, будут ли претендовать на БОД беженцы.
В списке стран-экспериментаторов есть также Нидерланды. Местная телерадиокомпания Radar собрала более 113 тыс. подписей в поддержку введения БОД для всех безработных граждан старше 55 лет. Петицию передали Палате представителей Нидерландов, и проект получил одобрение со стороны Социалистической партии, сообщает онлайн-издание «Хайтек» со ссылкой на нидерландские СМИ.
Уточняется, что, по данным Radar, лишь 3% голландцев старше 55 лет могут найти работу с полной занятостью. В итоге предлагается запустить эксперимент с ограниченным числом участников (на первом этапе 4 тыс. человек), которым будут выплачивать ежемесячно 1 тыс. евро в течение пяти лет. При этом получатели выплат лишатся части льгот, например медицинских пособий и пособий на оплату жилья, уточняет издание.
В этом случае речь идет уже не о «безусловном» в прямом смысле слова доходе, ведь для его получения нужно будет соответствовать определенным требованиям: возраст, отсутствие работы. Отклонение от первоначальной концепции вызвано, видимо, необходимостью идти на компромисс из-за предыдущих безуспешных попыток протестировать выплаты.
Конечно, пока рано говорить о единодушном принятии европейцами концепции БОД. Но все очевиднее, что в европейских странах появляется запрос на социально ориентированные реформы, и с высоких трибун все чаще обсуждается как раз расширение, а не сужение круга получателей госпомощи.
Для этого есть утилитарные обоснования. Одна из важных тенденций в Европе – «стремление сократить административные издержки, сопряженные с социальными расходами», поясняли ранее в своем докладе специалисты Исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН. Способов снизить издержки много. Один из них – радикальное упрощение системы соцобеспечения: отказ от разнообразных пособий и их замена на БОД. Судя по расчетам Всемирного банка, при внедрении жесткой адресности можно снизить долю административных издержек в общих расходах, но для этого нужно увеличить тогда размер пособий, причем в разы.
Пока в европейских странах разгораются все эти споры, российское правительство идет по другому пути. В стране пытаются внедрить принцип адресности и нуждаемости, сузив численность получателей помощи.
В логику адресности укладывается отмена индексации пенсий для работающих пенсионеров. Власти исходят из принципа: раз пенсионер работает и получает зарплату – значит, он не нуждается в полноценной пенсии. Правда, чиновники не знают, кем именно и почему работают старики, и судить об их материальном положении не могут (см. «НГ» от 22.08.17).
О том, что у властей до сих пор есть проблема с критериями нуждаемости, свидетельствует также история с продовольственными картами. Их не первый год обещают внедрить в стране, но чиновники так и не решили, сколько должно быть участников программы – 4 или 19 млн человек (см. «НГ» от 27.10.17).
Хоть какие-то ориентиры были названы месяц назад, когда президент Владимир Путин объявил о введении для нуждающихся пособий за рождение первого ребенка. Выплату предоставят семьям, чей среднедушевой доход «не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте РФ» (см. «НГ» от 29.11.17). Глава Минтруда Максим Топилин затем уточнил, что «зарплата должна быть около 50 тыс. руб. на двух человек в среднем регионе».
Теперь, видимо, осталось расширить за государственный счет штат мелких чиновников, чтобы они усовершенствовали критерии на разные случаи жизни и отсортировали одних малоимущих от других.
Опрошенные эксперты признают, что в европейских странах все больше поводов для социалистического уклона. «Он связан уже даже не столько с идеологическими мотивами, сколько с выросшей производительностью труда и, возможно, роботизацией производств», – предполагает член президиума саморегулируемой организации «Мир» Александр Шустов.
«Но окончательно говорить о регионе победившей соцподдержки можно будет только через несколько лет, – продолжает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Экономные европейцы не стремятся разбрасываться деньгами и ждут завершения экспериментов и обоснования эффективности подобных мер».
В то же время, как замечает завлабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина, в европейских странах тоже есть проверка на нуждаемость при предоставлении, например, семейных пособий: «Такая практика существует в Великобритании, Германии, Исландии, Испании, Италии, Нидерландах, Польше, Португалии, Словении, Чехии, Болгарии, Литве, Мальте и Румынии».
Гришина говорит, что за счет Восточной Европы список стран, переходящих на нуждаемость, скорее даже растет. А универсальную помощь в виде безусловного дохода могут себе позволить как раз немногие, наиболее богатые страны, следует из объяснений эксперта.
«В России на долю адресных программ (с проверкой нуждаемости) приходится не более 16% всего объема социальной помощи», – уточняет Гришина. «Понятно, что при введении адресности необходимо учитывать расходы, связанные с проверкой нуждаемости», – признает она. В то же время, как считает эксперт, с развитием информационных технологий административные издержки скорее всего будут снижаться.