В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта о внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии, принятого депутатами в первом чтении в ноябре прошлого года. Ранее эксперты комитета нижней палаты по энергетике высказывали множество претензий к документу (см. «НГ» от 12.02.18). Участники прошедшего вчера совместного заседания двух секций комитета — по антимонопольному законодательству и по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК — также пришли к выводу, что документ требует существенной доработки.
Как рассказал начальник управления энергосервисной деятельности «Россетей» Александр Пешков, по всей России планируется создать федеральную систему интеллектуального учета электроэнергии. В качестве примера приводилась Калининградская область, где удалось снизить потери энергоресурса.
У участников совещания изложенные планы энтузиазма не вызвали. Их, в частности, беспокоит цена вопроса. Во сколько обошлась установка «умных счетчиков» в российском эксклаве, выяснить у «Россетей» не удалось. А ведь эксперты, как ранее отмечалось, оценивают затраты на внедрение интеллектуальных приборов по всей стране в колоссальную сумму — от 800 млрд до 2,5 трлн руб. При этом эффективность калининградских нововведений под вопросом. Согласно отчетам электросетевого оператора, с 2012 по 2017 годы потери электроэнергии в сетях «Янтарьэнерго» удалось снизить всего лишь с 17,9% до 15,5%, напомнил директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов. Это, по его словам, является скромным результатом, в пределах погрешности.
В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев особое внимание уделил расхождению в оценке «Россетей» общего объема необходимых затрат с называемыми некоторыми экспертами цифрами, необходимыми именно на установку приборов учета. Куда предполагается инвестировать порядка 1 трлн руб. разницы, представители «Россетей» пояснить не смогли. Также Валерий Селезнев сделал акцент на до сих пор открытом, но принципиальном вопросе возможности внешнего воздействия на вновь предлагаемые к внедрению системы, так как проблемы безопасности должны занимать приоритетное место в проработке подобных инициатив.
Не меньше вопросов вызывает норма законопроекта о том, что установкой и эксплуатацией приборов учета будут заниматься только сетевые организации. Другими словами, предлагается фактически монополизировать сферу учета электроэнергии. И нет никаких гарантий, что заинтересованная сторона (имеющая, как отмечали участники дискуссии, непрозрачные расходы финансов и электроэнергии) не будет злоупотреблять своим положением при расчете объемов и стоимости потерь. Все это может привести к непрозрачности и злоупотреблениям при реализации подобной инициативы.
По мнению руководителя блока розничного бизнеса «Интер РАО» Дмитрия Орлова, в законопроекте необходимо предусмотреть норму о праве потребителей самостоятельно устанавливать системы учеты, соответствующие стандартному формату передачи данных. Кроме того, он также опасается, что повсеместное внедрение «умных счетчиков» увеличит темпы роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Действительно, как отмечалось на совещании, в последние годы рост цен на электроэнергию обгоняет инфляцию, и увеличение тарифов «Россетей» вносит в это весомый вклад. Более того, доля услуг на передачу в цене электроэнергии в нашей стране превышает аналогичные показатели развитых стран.
Председатель правления «Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» Наталья Невмержицкая обратила внимание на то, что по сравнению с действующими условиями законопроект не принесет потребителям никакой пользы.
Предлагаемая «Россетями» концепция интеллектуального учета основана на устаревших информационных технологиях и не соответствует передовым мировым практикам, отметил в ходе дискуссии начальник Департамента развития розничного рынка и сетей «Сообщества потребителей энергии» Валерий Жихарев. Он так прокомментировал «НГ» ситуацию вокруг законопроекта: «Эволюция организации учета электрической энергии должна осуществляться на принципах инвестиционного планирования, окупаемости и прозрачных для потребителей выгодах при минимальном уровне неэффективных затрат. К сожалению, представленная законопроектом концепция предполагает иные цели. Она не соответствует интересам потребителей, приведет к росту разногласий между участниками рынка, росту цен (тарифов) на электроэнергию и перекрестного субсидирования». Существующий порядок организации учета электроэнергии, по мнению эксперта, является оптимальным: «Он достаточен для соблюдения баланса интересов потребителей и энергоснабжающих организаций. Кроме того, он стимулирует повышение эффективности электросетевых организаций в вопросах учета электрической энергии и снижения потерь».
Приемлемая позиция по законопроекту должна быть выработана с учетом интересов всех заинтересованных сторон, в том числе не связанных с «Россетями» участников электросетевого комплекса, решили на заседании. При том, что существует масса альтернативных путей, которыми можно снижать потери ресурса в сетях. Среди вариантов — повышать эффективность работы административно-управленческого и линейного персонала в сетевых организациях, а также систематизировать существующие системы удаленного сбора данных. А в регионах, где остро стоит проблема бездоговорного потребления, необходимо более интенсивно взаимодействовать с потребителями — без этого применение даже самых современных счетчиков не приведет к снижению коммерческих потерь.
комментарии(0)