Все в большем числе стран цифровые деньги перестают быть «вне закона». Фото Reuters
В правительстве Швейцарии планируют превратить эту страну в новое «криптогосударство». Для этого в местном законодательстве могут появиться более либеральные нормы для привлечения инвесторов с использованием технологии блокчейн. Специальные налоговые льготы для блокчейн-компаний готовят и в Испании. В России же чиновники пока не знают, как использовать потенциал блокчейн с пользой для экономики. Поэтому у нас криптовалюты, токены и их первичное размещение – это территория запретов, новых налогов и ограничений.
В ближайшую среду в Женеве стартует конференция, посвященная технологии блокчейн и криптовалютам. В центре внимания участников будут цифровые валюты, инвестиции в блокчейн, защита данных, майнинг, привлечение средств в блокчейн-стартапы, а также тема законодательного регулирования блокчейна. Особое внимание будет уделено теме первичного размещения токенов – ICO (Initial Coin Offering).
Выбор площадки не случаен. На сегодняшний день Швейцария на фоне многих западных стран выглядит первопроходцем на пути либерального регулирования криптовалют. Так, финансовый регулятор Швейцарии (Financial Market Supervisory Authority, FINMA) выступил против глобальной тенденции к ужесточению регулирования сферы криптовалют, опубликовав рекомендации для местных стартапов, планирующих проведение ICO. «FINMA, надеясь поддержать рынок ICO и содействовать развитию проектов на основе технологии блокчейн, рассчитывает, что его рекомендации позволят компаниям четко понимать, в каких случаях на них может распространяться действие законов, касающихся отмывания денег, а также рынка ценных бумаг», – объясняет британская Financial Times.
FINMA предлагает выделить три категории ICO. Первая из них – ICO, токены которых используются как платежное средство. В случае размещения подобных токенов стартапам придется выполнять регулятивные требования, касающиеся противодействия отмыванию денег. «Такие токены не будут считаться ценными бумагами, и законодательство для рынка ценных бумаг их не коснется», – подчеркивают швейцарцы.
Вторая категория – это ICO, в рамках которых размещаются токены, дающие их владельцам права доступа к каким-либо приложениям или сервисам. Они также не будут считаться ценными бумагами. Ценными бумагами будет считаться только третий вид ICO, который предусматривает выплаты их держателям дивидендов, процентов или предоставление прав участия в денежных потоках. «Эти токены будут объектом строгого регулирования, предусмотренного для рынка ценных бумаг», – отмечают в FINMA.
Швейцарские власти ранее не раз заявляли о поддержке развития в стране крипторынка. В частности, еще в январе министр экономики Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амман говорил, что Швейцария хотела бы быть «криптогосударством», полагая, что развитие сектора окажет благотворное влияние на экономику страны.
Не только лишь чиновники, но и сам финансовый сектор Швейцарии хочет быть в авангарде криптовалютного рынка. Ряд небольших швейцарских банков в отличие от более маститых коллег работают над возможностями инвестирования в криптовалюты для своих клиентов, а также консультируют компании по вопросам ICO.
Готовятся налоговые льготы для блокчейн-компаний и в Испании. Законопроект об этом разрабатывают депутаты Народной партии нынешнего премьер-министра страны Мариано Рахои. Испанцы собираются создать у себя самую безопасную инфраструктуру в Европе для инвестиций в ICO.
В целом можно сказать, что регуляторы по всему миру довольно скептически оценивают рынки криптовалют. Так, в Южной Корее выступают против торговли криптовалютами на виртуальных биржах. А китайские власти препятствуют майнингу биткоина на своей территории (см. «НГ» от 12.01.18). В США на сегодняшний день также нет единого подхода к регулированию криптовалют. Тем не менее Штаты стали первыми, кто решился на публичную торговлю фьючерсами на биткоин (см. «НГ» от 12.12.17).
Не только лишь западные страны решаются на легализацию криптовалют. В конце прошлого года братская Белоруссия выпустила декрет «О развитии цифровой экономики», легализующий операции с криптовалютой. Как объяснял тогда президент страны Александр Лукашенко, новый декрет должен привлечь в страну мировые IT-компании и создать среду для обучения специалистов, а также помочь внедрению новейших финансовых инструментов и технологий. Кроме того, до 2023 года все операции с токенами не будут облагаться налогами (см. «НГ» от 29.01.18).
Россия же по-прежнему демонстрирует противоречивое отношение к криптовалютам. С одной стороны, российские финансовые власти любят сравнивать цифровые платежные инструменты с финансовыми пирамидами и «денежными суррогатами». А с другой – предпринимают попытки регулирования сектора. В частности, в конце января Минфин представил свой проект закона по регулированию криптовалют: «О цифровых финансовых активах». В тексте документа дается определение таких понятий, как криптовалюта, токен, майнинг, цифровые финансовые активы и пр. Причем цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ, подчеркивается в документе. К ним авторы законопроекта относят криптовалюту и токен. При этом у токена определенного вида может быть только один эмитент. Есть и финансовые ограничения: неквалифицированные инвесторы смогут приобретать в рамках одного выпуска (ICO) токены не более чем на 50 тыс. руб.
Майнинг определен в законопроекте как вид предпринимательской деятельности, направленной на создание криптовалюты с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.
В документе также определяется, что граждане РФ могут покупать и продавать криптовалюты и токены только через профессиональных участников рынка ценных бумаг. То есть через тех, кто имеет лицензию на брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность форекс-дилера.
Заметим, не все положения законопроекта устроили чиновников из Центробанка. «По законопроекту имеется разногласие с ЦБ в части предусмотренной возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество. По мнению ЦБ, данные сделки должны быть разрешены только в отношении токенов, выпускаемых с целью привлечения финансирования», – сообщали в Минфине. В ЦБ полагают, что законодательный запрет сделок с криптовалютами приведет к созданию условий для использования такой валюты в противоправных целях.
По мнению же экспертов Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), в тексте министерства дается очень узкое понятие токена и не устанавливается никаких требований к площадкам, на которых размещаются токены и проводятся ICO. «Законопроектом Минфина также не предусмотрено внесение изменений ни в один нормативно-правовой акт, хотя очевидно, что регулирование такого пласта правоотношений невозможно без корректировки иных актов», – отмечают эксперты. Избыточные законодательные меры, предлагаемые Минфином, могут привести к тому, что российские организации предпочтут вести свою работу в странах с более мягким законодательным регулированием, замечает президент РАКИБ Юрий Припачкин. Речь в данном случае может идти о Белоруссии как стране с более выгодными для криптобизнеса условиями.
«Вариант Минфина в целом отвечает определенного вида вызовам, но при этом он сможет лишь частично регулировать отрасль, так как такие вопросы, как налогообложение, майнинг, остались за бортом предложения Минфина», – продолжает член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме Никита Куликов.
комментарии(0)