0
8062
Газета Экономика Интернет-версия

26.02.2018 00:01:00

Крипторубль не устраивает Минфин и Центробанк

Блокчейн-контроль за госрасходами не понравился чиновникам

Тэги: крипторубль, блокчейн, сергей глазьев, защита, мошенничество, минфин


крипторубль, блокчейн, сергей глазьев, защита, мошенничество, минфин Крипторубль гарантирует стране полную защиту от мошенничества и воровства, считает советник президента Сергей Глазьев. Фото GettyImages

Непримиримая борьба либеральных министров с идеями Сергея Глазьева может похоронить планы выпуска крипторубля, о которых говорил президент Владимир Путин. Новый крипторубль, по замыслу Глазьева, должен был обеспечить контроль и прозрачность государственных расходов благодаря полной прослеживаемости движения денег. Сторонники блокчейн-контроля за госрасходами нашлись в правительстве и Кремле. Однако российское Министерство финансов, как сообщает Интерфакс, выступило резко против государственного крипторубля. В письме президенту Путину сотрудники Минфина указывают, что использование крипторубля якобы угрожает режиму секретности.

Цифровой рубль гарантирует нам полную защиту от мошенничества, от воровства, считает президентский советник Сергей Глазьев. Везде, где есть требования к целевому использованию денег – будь то госрасходы, бюджетные инвестиции, работа банковских структур и корпораций, – криптовалюта может быть с успехом применена, утверждает Глазьев. И эта особенность криптовалюты снимает главный аргумент либералов против наращивания государственных инвестиций – дескать, бюджетные деньги сразу уйдут на валютный рынок или за рубеж. Но в случае блокчейн-контроля за движением денег такое утекание бюджетных средств за границу или на валютный рынок будет невозможно.

Не исключено, что именно эта особенность государственного крипторубля не устраивает российских чиновников. Но так или иначе именно российский Минфин резко выступил против глазьевского крипторубля.

«Создание национальной криптовалюты с единым эмиссионным центром невозможно из-за технических особенностей «эмиссии» криптовалют, основанных на технологии распределенных реестров», – отмечает глава Минфина Антон Силуанов в письме президенту Путину, которое цитирует Интерфакс. Само письмо было направлено в Кремль в конце января 2018 года во исполнение поручения главы государства от 30 декабря 2017 года в части создания национальной криптовалюты в РФ.

При этом Минфин формально вроде бы не возражает против создания в стране собственного крипторубля – но только частного, а не государственного.

В качестве аргументов против блокчейн-контроля в Минфине ссылаются на невысокую скорость транзакций цифровых валют. В частности, указывал в письме Силуанов, в системе Bitcoin количество транзакций составляет 7 штук в секунду, в Ethereum – 20 штук, а у платежной системы Visa – 2 тыс. транзакций за такой же промежуток времени. «Попытка же использования национальной криптовалюты как средства привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, по всей видимости, столкнется с проблемой ее обмена на иностранную валюту», – продолжает Силуанов.

В документе также отмечается, что в последнее время появились сообщения об ограничении доступа российских пользователей к иностранным криптовалютным биржам, и можно в будущем ожидать ограничений выхода национальной криптовалюты РФ на международные площадки.

Негативное отношение к контролю за движением государственных денег чиновники высказывают не первый раз. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев еще в декабре прошлого года рассказывал, что Минфин считает нецелесообразным создавать в России крипторубль. Схожую позицию относительно перспектив создания цифрового рубля занимают сегодня и представители Центробанка. «Проект, который в октябре поручил запустить президент РФ Владимир Путин, вряд ли состоится. Пока спрос на криптовалюты связан в значительной степени с обходом регулирования. Понятно, что регулятор не может себе позволить выпустить крипторубль, который будет позволять обходить регулирование. Я не вижу спроса на крипторубль, поэтому вряд ли», – заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов на Гайдаровском форуме.

Напомним, с поручением к финансовым властям о создании крипторубля Путин выступил еще в октябре. Глава государства, в частности, заявлял, что набирающие популярность криптовалюты несут серьезные риски, в том числе касающиеся отмывания денег, ухода от налогов и финансирования терроризма. Россия же, опираясь на международный опыт, должна выстроить регуляторную среду, которая позволит систематизировать отношения в этой сфере. Заметим, вначале на предложение Путина чиновники отреагировали довольно-таки активно.

Государство думает о выпуске крипторубля, рассказывал в СМИ глава Минкомсвязи Николай Никифоров. При этом речи о легализации частных криптовалют не идет, отмечал он. Тогда же он обещал, что «Россия очень скоро выпустит собственный крипторубль». «Я так уверенно заявляю, что мы запустим крипторубль, по одной простой причине: если мы этого не сделаем, то через два месяца это сделают наши соседи по ЕврАзЭС», – говорил министр. Об этом же в октябре говорили чиновники из Минэкономразвития и ЦБ. «Мы совместно с Центробанком сейчас обсуждаем вопрос о возможности в принципе эмитирования криптовалюты. Наверное, это должна быть не частная криптовалюта, а валюта, которая эмитируется государством для того, чтобы можно было всей цифровой экономике обеспечивать более удобное хождение в цифровом виде денег», – рассказывал замглавы МЭР Олег Фомичев. При этом глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее заявляла, что регулятор против криптовалют как частных денег и денежных суррогатов. Однако ЦБ рассматривает возможность создания национальной цифровой валюты (не частной, как биткоин) на основе технологии блокчейн, продолжала она.

Среди сторонников крипторубля ранее был замечен и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Он еще в августе прошлого года указывал на необходимость собственной цифровой валюты в стране. «Я являюсь сторонником криптовалют, считаю, что крипторубль должен существовать. Криптовалюты «спрятать в сундук» уже не удастся, эта тема будет развиваться», – замечал он в СМИ.

Криптовалюты сегодня – это «объективная потребность», настаивает советник президента РФ Сергей Глазьев. «Есть объективная потребность в этом инструменте (криптовалютах. – «НГ»), связанная, во-первых, с тем, что банки подвержены санкциям, как известно, и не хотят проводить расчеты. Нам по чувствительным для государства видам деятельности этот инструмент очень подходит. Мы можем, невзирая на санкции, проводить расчеты с нашими контрагентами по всему миру», – приводит его слова RNS.

Эмитировать цифровой рубль можно точно так же, как и обыкновенный, рассказывал Глазьев. Единственное отличие – эмиссия через технологию блокчейна. «В итоге создание национальной криптовалюты означало бы создание нового типа денег помимо наличных и безналичных. То есть это такой же рубль, только его движение определенным образом ограничивается, определенным образом устроено. И больше ничего делать не надо», – объяснял он.

Напомним, что на прошлой неделе продавать собственную криптовалюту начала Венесуэла. Таким образом, она стала первой страной с собственной цифровой валютной – El Petro. В отличие от подавляющего большинства других криптовалют венесуэльская якобы обеспечена реальным активом – запасами нефти в 5 млрд барр. месторождения «Аякучо» в нефтеносном поясе реки Ориноко. Цена венесуэльской цифровой валюты соответствует стоимости 1 барр. венесуэльской нефти, то есть 60 долл., но будет корректироваться в зависимости от колебаний на рынках. В итоге только в первый день продаж El Petro собрал 735 млн долл.

Критическое отношение Минфина к государственному крипторублю не удивляет экспертов «НГ». «В ведомстве так еще до конца не определились с тем, что такое криптовалюты и как к ним относиться», – считает член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов. Между тем ни в России, ни во всем мире нет единого мнения относительно того, чего больше несет финансовой системе криптовалюта – вреда или пользы, рассуждает эксперт. «Сейчас на фоне оттока иностранного капитала из экономики правительство активно интересуется различными вариантами альтернативных каналов привлечения средств в экономику, одним из которых вполне может стать создание, пусть и не государственной, но российской криптовалюты», – замечает Куликов, полагая, что все последние заявления Минфина говорят о том, что ведомство не знает, как реализовать эту идею и заработать на ней.

Причем острой необходимости у РФ в нем нет. «К примеру, если крипторубль будет контролироваться ЦБ, то, по сути, это будет уже не криптовалюта, а обычный безналичный рубль, на который в экономике и так приходится  свыше 75% денежной массы. Если же «приделать» к этому рублю блокчейн, это позволит создать базу данных о всех транзакциях в экономике, сделать ее более прозрачной и понятной в первую очередь для государства. Именно поэтому крипторубль может быть востребован при внутренних расчетах по тендерам и т.п.», – резюмирует Куликов.

«Прозрачность – еще не гарантия безопасности при проведении транзакции. Криптоиндустрия беззащитна перед киберпреступностью, она все больше и больше привлекает хакеров», – спорит ведущий аналитик AMarkets Артем Деев, полагая, что в итоге крипторубль будет конкурировать с национальной валютой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Иван Родин

В законе о приеме в школы детей мигрантов свяжут защиту семейных ценностей и борьбу с нелегалами

0
1728
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
3819
ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

Ольга Соловьева

Нефтегазовые доходы РФ увеличились до 9,5 триллиона рублей

0
3884
Экономика теряет на спам-звонках от 100 до 500 миллиардов рублей в год

Экономика теряет на спам-звонках от 100 до 500 миллиардов рублей в год

Анастасия Башкатова

Абоненты оказались желанной целью не только для мошенников

0
4197

Другие новости