Сотрудники МВД готовятся усилить борьбу с экономической преступностью в стране. Кадр из видеозаписи с сайта www.kremlin.ru
Владимир Путин подтвердил вчера, что экономические и финансовые преступления – это сфера ответственности МВД. Именно сотрудники МВД, по словам главы государства, должны бороться с криминалом и серыми схемами в банковской системе. И это притом, что монопольное право на банковский контроль до сих пор пытался сохранить за собой аппарат Центробанка.
Поручения президента правоохранителям звучали всеобъемлюще и диалектично перетекали в свою же противоположность. Так, МВД поручено очистить от криминала топливно-энергетический комплекс, строительство, производство, банки и финансы, одновременно охранять предпринимателей от необоснованного давления и заботиться о благоприятствовании деловой среды.
Выступая вчера на итоговой коллегии МВД президент РФ Владимир Путин приоткрыл завесу тем сегодняшнего Послания Федеральному собранию. В частности, глава государства пообещал упомянуть и темы создания в РФ благоприятной деловой среды, и борьбы с коррупцией. Отдельным пунктом прозвучало поручение о зачистке банковского сектора и всего производства от криминальных схем. «Уважаемые товарищи, среди важных направлений работы МВД – борьба с преступлениями в сфере экономики. Нужно последовательно очищать от криминала, от «серых», теневых схем банковскую систему», – указал вчера на коллегии МВД Владимир Путин, заметив, что «очищать от серых схем необходимо также топливно-энергетический комплекс, производственные и строительные отрасли».
Подобное предложение выглядит в российских условиях весьма необычно, если вспомнить, что контроль за банковским сектором вроде бы должен осуществлять регулятор – Центральный банк РФ. То есть априори серые схемы в финансовой сфере должен искоренять именно аппарат ЦБ, а вовсе не полицейские. Тем более что исчерпывающей информацией о состоянии дел в банках обладает именно ЦБ.
Сразу же после призыва бороться с экономической преступностью президент напомнил о защите предпринимательского климата. «Особое внимание нужно уделять созданию в РФ благоприятной деловой среды, защите законных интересов бизнеса, тщательно расследовать факты давления на предпринимателей, их необоснованного преследования, в том числе со стороны правоохранительных органов, что абсолютно недопустимо», – заявил вчера представителям МВД глава государства. Нельзя также снижать темпов и в борьбе с коррупцией, продолжил он. «Активнее выявлять тех, кто наживается за казенный счет, кто использует свое служебное положение или полномочия для незаконного обогащения, незамедлительно реагировать на жалобы людей о разного рода вымогательствах», – подчеркнул вчера президент.
Задача МВД избавить отечественный банковский сектор от серых криминальных схем выглядит сегодня крайне актуальной. Особую важность ей придают скандальные случаи банкротства крупнейших частных банков, за которыми якобы должен был наблюдать ЦБ.
Не секрет, что именно банковскому надзору сегодня предъявляются самые существенные претензии. Более того, многие опытные экономисты утверждают, что как такового банковского надзора в РФ просто нет. Так, бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко приводил пример с отзывом ЦБ лицензии татарского Татфондбанка, о проблемах которого регулятор знал как минимум за год до банкротства организации (см. «НГ» от 15.03.17).
Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если учесть, что регулятор может и несколько лет не обращать внимания на проблемные банки. К примеру, еще в декабре 2013 года тогдашний первый зампред ЦБ Алексей Симановский признался, что лишенный в том же 2013 году лицензии Мастер-банк как минимум на протяжении 10 лет был вовлечен в сомнительные операции. И все это время, по заверениям Симановского, регулятор призывал руководство банка придерживаться законов. Некоторые федеральные СМИ сообщали, что в ФСБ о сомнительных операциях Мастер-банка знали еще в 2007 году. А за год до отзыва лицензии Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД ходатайствовало о проведении в отношении банка внеплановой проверки.
Летом прошлого года лицензии лишился входивший в Топ-30 банк «Югра». Финансовая структура тогда вроде бы заручилась поддержкой Генпрокуратуры, которая признала решение регулятора о введении временной администрации «бессостоятельным». В ЦБ на заявления прокуроров сообщили следующие: «В 2017 году ЦБ шесть раз информировал Генпрокуратуру РФ о фактах вывода кредитной организацией активов».
Пока же создается впечатление, что ЦБ и не слишком заинтересован в какой-либо «совместной работе» с силовыми ведомствами. Так, в начале февраля представители мегарегулятора сообщали о том, что получили от МВД предложение по совместной проверке «Росгосстраха». «Мы сейчас этот вопрос прорабатываем... Мы должны для себя принять решение, есть ли необходимость с коллегами из МВД проводить проверку или можно просто воспользоваться всеми документами и знаниями, которые сегодня есть у ЦБ», – говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Кроме того, продолжал он, законодательство сегодня не предусматривает формат совместных проверок. «Проверка – только инструмент, нужно получить какие-то факты. Нужна ли проверка с учетом того, что мы подробно изучили всю бизнес-деятельность «Россгостраха» за последние несколько месяцев», – рассуждал он.
Мнения экспертов «НГ» о смысле Послания президента Путина силовикам разделились. «Это скорее дежурное выступление. Особенно на фоне предстоящих выборов. Ведь, скажем, борьба с коррупцией, о которой так много говорится, по-прежнему носит избирательный характер», – уверена первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Указания президента являются скорее напоминанием, нежели прямым руководством к действию, соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Лазарь Бадалов. «МВД и так отвечает за борьбу с теневыми схемами в экономике, и в последние годы эта работа ведется активно. Другой вопрос в том, что есть потребность в увеличении такой активности по борьбе с экономическими преступлениями. Однако не все может зависеть только от МВД», – говорит он, напоминая, что банковский сектор, как и вся финансовая система, находится в зоне ответственности ЦБ. «И порой интересы двух ведомств могут пересекаться», – указывает он.
Тем не менее часть экспертов к заявлению президента предлагает отнестись очень внимательно. «Посыл президента очень важный. Это не дежурное заявление. Процесс зачистки банковского сектора от серых схем уже идет. Банкам дается сигнал, что это работа будет продолжена. Это сигнал всем, и банковскому сектору, и промышленности, что нужно работать добросовестно», – считает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
«Это некое руководство к действию. Причем не только к представителям МВД, но и другим силовым ведомствам – прокуратуре, органам федеральной безопасности», – говорит доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Юрий Твердохлеб, полагая, что стоит ожидать усиления контроля за всеми операциями банков. «Другое дело, чтобы это не превратилось в ничего не имеющий общего с заявленной целью повод для излишнего дерганья банков по каким-то формальным признакам», – рассуждает эксперт. «Сегодня есть огромное количество примеров, когда именно исключительно формальный подход к работе по противодействию серых схем вредит нормальной работе банков», – резюмирует он.
комментарии(0)