0
9091
Газета Экономика Интернет-версия

05.03.2018 00:01:00

Дороги в России теряют почву

Неэффективное финансирование ставит под сомнение инфраструктурное развитие страны

Тэги: транспорт, дороги, протяженность, дорожное строительство, ремонт


транспорт, дороги, протяженность, дорожное строительство, ремонт Российскую территорию будет непросто «прошить» современными трасами. Фото с сайта www.rosavtodor.ru

Правительство сокращает планы по вводу транспортной инфраструктуры, снижая на десятки процентов целевые показатели по строительству и ремонту дорог. И это «несмотря на несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям экономики», сообщает Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Обещание президента «прошить» страну «современными коммуникациями» в проектировках правительства пока не проглядывается.

Одно из громких требований Владимира Путина из Послания Федеральному собранию касалось транспортной инфраструктуры: «Для развития городов и поселков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями». 

Несмотря на локальные успехи, общая ситуация оставляет желать лучшего. В конце прошлой недели ИКСИ, возглавляемый деканом Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Олегом Виханским, опубликовал анализ тех корректировок, которые вносит правительство в свои планы дорожного строительства. Сравнивались корректировки, проведенные в конце 2016 и 2017 годов.

«В обновленном плане деятельности Минтранса большинство целевых показателей по строительству транспортной инфраструктуры в 2017–2020 годах в очередной раз было снижено», – сообщает ИКСИ. В частности, как пишут исследователи, по новому плану, в целом в 2017–2020 годах будет построено почти на 40% меньше автодорог федерального значения и примерно на 30% меньше автодорог регионального, межмуниципального и местного значения, чем в версии плана от 2016-го.

Эти оценки подтверждаются данными Минтранса. Так, из корректировок-2016 следовало, что в течение 2017–2020 годов в стране должно быть построено и реконструировано автодорог федерального значения протяженностью более 3,8 тыс. км, а регионального, межмуниципального и местного значения – около 12,5 тыс. км. В корректировках-2017 эти показатели снизились до 2,3 и 8,5 тыс. км соответственно. Причем в ИКСИ отмечают: если «в 2000-м в России было введено в эксплуатацию 6,6 тыс. км автодорог общего пользования, то в 2017-м уже... в 2,7 раза меньше».

План по вводу в эксплуатацию взлетно-посадочных полос был снижен с 55 до 20 единиц, добавляют в ИКСИ. Исследователи зафиксировали увеличение только планов по строительству железнодорожных линий, правда, судя по их данным, произошло это на фоне прошлого «урезания» целевых значений.

Как поясняют в Институте, «планы и программы по строительству транспортной инфраструктуры в России регулярно не выполняются как из-за недостатка финансирования, так и из-за недоиспользования или неэффективного использования выделяемых средств».

Хотя если сравнивать скорректированные цели с фактическими показателями по итогам года, то заметно, что у ведомств появляется повод объявить как раз о перевыполнении планов. Например, в конце недели Минтранс опубликовал отчет, в котором сообщается, что в 2017-м построено и реконструировано 347,4 км автодорог федерального значения и 1816 км автодорог регионального, межмуниципального и местного значения. Это при том, что в версии плана-2016 стояли ориентиры 316 и 2131 км, а в версии-2017 – 326,2 и 1812 км соответственно.

Трудно отрицать, что в России дороги строятся и ремонтируются: их протяженность растет, и в развитие инфраструктуры ежегодно вкладываются десятки миллиардов рублей как из федерального, так и региональных бюджетов. Но одновременно с этим можно сослаться на данные Росстата, из которых следует, что доля дорог именно с твердым покрытием сокращается. Так, на конец 2006 года протяженность всех дорог общего пользования превышала 701 тыс. км, доля дорог с твердым покрытием была около 85%. А на конец 2016-го при общей протяженности дорог около 1,5 млн км доля с твердым покрытием составляла примерно 70%.

Кроме того, вопреки официальным отчетам и прогнозам, в некоторых населенных пунктах местные жители вынуждены брать ситуацию буквально в свои руки. Правда, судя по сообщениям СМИ, когда кто-то вдруг решается самовольно отремонтировать или построить дорогу, за это его штрафуют и заставляют демонтировать незаконно отстроенное. Потому что работы проводились без соответствующего разрешения.

Пока трудно ожидать, что дорожное строительство станет драйвером для российской экономики. Объясняется это тем, что в России «объемы такого строительства крайне низки», пояснила вчера «НГ» эксперт отдела аналитических исследований ИКСИ Наталья Чуркина. По ее словам, «в Китае объем вводимых крупных автомагистралей в пять-шесть раз превышает объем строительства дорог всех типов в России ежегодно». «Снижение первоначальных планов по строительству дорог в России происходит регулярно и связано с комплексом причин: от неэффективного планирования такого строительства до некачественного проектирования, выбора подрядчиков, несвоевременной подготовки участков строительства, что приводит к срыву сроков. Важной проблемой становится также несвоевременное выделение государственного финансирования», – перечислила Чуркина.

Опрошенные эксперты указывают на региональные диспропорции. «За последние пять лет качество дорог в центральной части России, в отдельно взятых городах, в том числе таких, где пройдут мероприятия по чемпионату мира по футболу, дорожное хозяйство сейчас оценивается чуть ли не на европейском уровне, – говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. – Но в других регионах, где нет и не ожидается мировых событий, качество дорог по-прежнему не дотягивает до уровня некоторых развивающихся стран». «В последнее время упор делался на приведение в порядок федеральных трасс, а региональным и местным дорогам должного внимания не уделялось. Это существенно увеличивает логистические издержки предприятий, – поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.– Предприниматели стараются располагать предприятия вблизи крупных городских агломераций, что усиливает экономическое неравенство территорий».

Но источники, близкие к профильному ведомству, утверждают, что в сфере дорожного строительства много достижений: инвестиции растут, система распределения средств отлажена, при строительстве и ремонте учитывается мнение населения и, как ожидается, уже к концу 2018 года около 85% федеральных дорог в РФ будут соответствовать нормативным требованиям; также с прошлого года в городских агломерациях реализуется проект «Безопасные и качественные дороги».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
1380
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
9193
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 23.12.24

0
19231
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
14469

Другие новости