0
4914
Газета Экономика Интернет-версия

19.03.2018 21:00:00

Россия прирастает ТОРами

Моногорода назовут территориями опережающего развития

Тэги: моногорода, градообразующие предприятия, тор, регионы, бедность, аварийное жилье

Полная On-Line версия

моногорода, градообразующие предприятия, тор, регионы, бедность, аварийное жилье Фото с сайта http://premier.gov.ru/

Россия прирастает все новыми и новыми территориями опережающего развития (ТОР). Премьер Дмитрий Медведев подписал решение о присвоении статуса ТОР еще девятнадцати моногородам. Власти надеются таким образом привлечь в регионы инвестиции и создавать новые рабочие места. Но на скорое решение проблем рассчитывать не приходится. Важно не просто учреждать новые ТОРы, но и заниматься региональным развитием экономики. Да и в целом положение дел в российских регионах оставляет желать лучшего. В субъектах нарастает доля бедных граждан, снижается продолжительность жизни и падает рождаемость, такую детальную картину деградации России ранее представил Росстат.

Статус ТОР получили города Онега (Архангельская область), Канаш (Чувашская Республика), Пикалево (Ленинградская область), Гаврилов – Ям (Ярославская область), Заринск (Алтайский край), Сердобск (Пензенская область), Далматово (Курганская область), Саянск и Черемхово (Иркутская область), Ефремов (Тульская область), Новоалтайск (Алтайский край), Павловск (Воронежская область), Донецк и Зверево (Ростовская область), Губкин (Белгородская область) и Новокузнецк (Кемеровская область), поселки Угловка (Новгородская область), Линево (Новосибирская область) и Варгаши (Курганская область).

Власти полагают, что смена статуса позволит «суммарно за ближайшие 10 лет привлечь порядка 160 млрд рублей инвестиций» в эти регионы. «Самое главное, что благодаря этим проектам должны быть созданы почти три десятка тысяч новых рабочих мест. Новые предприятия в самых разных сферах должны будут производить продукты питания, мебель, строительные материалы, химическую продукцию, заниматься переработкой природных ресурсов, развитием туризма. Добавлю, что этот инструмент, территория опережающего развития, тем не менее будет и дальше носить точечный, а не массовый характер. По ТОР это безусловное решение – именно потому, что других способов активизировать деловую жизнь в этих территориях нет», – пояснил Медведев.

Обычно под моногородами понимаются населенные пункты, где большинство жителей заняты на единственном, градообразующем предприятии. И если в условиях плановой экономики моногорода обеспечивали устойчивую занятость и соцобеспечение, то переход к рынку нарушил эту устойчивость, привел к безработице, миграции и социальным осложнениям. В России сегодня свыше 300 моногородов, где живут около 16 млн человек. Численность жителей этих поселений разнообразна: от 800 в поселке Беринговский до 700 тыс. жителей в Тольятти. И на сегодняшний день из 319 монообразований в России 59 городов обладают статусом территории опережающего социально-экономического развития.

При этом чиновники обратили внимание на проблему моногородов лишь в 2009 году, когда в Пикалеве (под Петербургом) несовпадение интересов собственников обернулось безработицей, задержками зарплаты, блокадой федеральной трассы и приездом Владимира Путина. Тогда же была принята программа поддержки моногородов. Основная ставка была сделана на диверсификацию таких городов, чтобы повысить их устойчивость.

В 2014-м работой по поддержке моногородов стали заниматься сформированная для этих целей рабочая группа при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, а также организованный Фонд развития моногородов (ФРМ) и Внешэкономбанк (ВЭБ).

А в 2016 году программа комплексного развития моногородов была включена в список 11 приоритетных проектов России до 2025 года. Ключевая цель проекта – снизить зависимость монопрофильных муниципалитетов от предприятий, вокруг которых они строились.

При этом чиновники и ранее обещали решить проблему безработицы в моногородах. Так, в прошлом году первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал, что уже к середине 2018 года в моногородах будет создано около 250 тыс. новых рабочих мест. «Такой ключевой показатель эффективности нашей работы, который определен к середине будущего года, – это около 250 тыс. новых рабочих мест. И нам нужны рабочие места, которые не будут связаны с градообразующими предприятиями», – сообщил Шувалов (см. «НГ» от 01. 03. 2017).

По мнению экспертов «НГ» в целом похвально, что власти хоть как-то пытаются решить проблему моногородов. «Однако само по себе создание новых ТОРов в моногородах панацеей от бед не является. Важно не просто что и как именно там будет делаться, но и общее оздоровление экономики, направленное на создание благоприятного климата для ведения бизнеса, реформы правовой системы, создания максимально благоприятной среды для развития мелкого и среднего предпринимательства. Пока же, не видя конкретики, что и как будет реализовываться во вновь открываемых ТОРах, оценить их потенциальную эффективность невозможно. Не исключено, что изрядная часть заявленных планов так и останутся на этапе деклараций о намерениях», – не исключает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

Не стоит также забывать, что у моногородов часто абсолютно разные проблемы, напоминает главный научный сотрудник Лаборатории социального развития Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Наталья Зубаревич. «Например, у Магнитогорска нет никаких предсмертных конвульсий и все там нормально, как и в Череповце. Попытка посадить туда-сюда эти зоны провалится почти везде, за исключением городов, которые находятся в выгодном географическом положении, вблизи крупных центров, на пересечении дорог», – считает она, полагая, что создание ТОРов станет лишь «имитацией бурной деятельности».

Вместе с тем депрессивными можно назвать сегодня не только отдельные моногорода в РФ, но и многие российские регионы. К примеру, тот же уровень безработицы в целом по стране составляет 5,2%. Однако в отдельных субъектах РФ этот показатель заметно выше. Так, традиционно этот показатель высок в регионах Северного Кавказа. К примеру, в Ингушетии в 2017 году безработным считался каждый четвертый житель (27%). А в Чечне и Карачаево-Черкесии незанятыми были 14% и 13% соответственно. Схожие тенденции показывают и республики Алтай и Тыва, где безработными считаются 12% и 18% граждан.

Примечательно, но выше, чем в среднем по России уровень безработицы и во многих регионах РФ на европейской территории страны. Так, в Мурманской области уровень безработицы составляет 7%, в Псковской, Архангельской и Орловской – 6,5%.

Не лучше картина и с реальными располагаемыми доходами, которые сокращаются вот уже пятый год подряд. Если в целом по РФ они за год сократились на 1,7%, то в отдельных субъектах РФ падение было существенней. К примеру, в соседних с Москвой Рязанской и Калужской областях доходы населения за год сократились сразу на 7,5% и 5,5% соответственно. Примерно такую же картину демонстрируют Ярославская и Тульская области, где реальные доходы граждан упали на 6,3% и 5% за год. Что примечательно, пессимистичную динамику показывают и крупные российские города. Так, в Санкт-Петербурге доходы граждан за год сократились сразу на 5,2%. Низкие доходы не могут не влиять на ситуацию с бедностью в стране. Напомним, в среднем по стране доля граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума (10 328 рублей), составляет чуть ниже 14%. А в Иркутской области или Забайкальском крае доля еле-еле выживающих составляет 21 и 22% соответственно. В Республике Алтай не имеют денег для жизни почти 24% населения, а в Тыве – 42%. В Еврейской автономной области не имеют средств для выживания больше четверти населения.

Есть пораженные бедностью регионы и в европейской части страны. Здесь рекордсменами по безденежью являются Карелия (17,5%), Коми (17,9%) и Псковская область, в которой больше 18% населения не имеют средств для выживания (см. «НГ» от 18. 03. 2018).

Тяжелым симптомом деградации регионов является увеличение доли аварийного и ветхого жилья. В среднем по стране этот показатель снижается – и по данным за 2016 год составляет 2,4% от всего жилья на территории РФ. Однако во многих субъектах РФ этот показатель идет вверх. В частности, нарастает доля аварийного и ветхого жилья в Липецкой, Новгородской, Костромской, Тамбовской, Ярославской и Архангельской областях. Как минимум это говорит о том, что ввод нового жилья в этих регионах идет медленно.

Не лучше ситуация с рождаемостью и ожидаемой продолжительностью жизни. К примеру, рождаемость падает практически повсеместно, даже в республиках Северного Кавказа. Но наиболее заметное снижение – в бедных и депрессивных регионах. Более чем на 15% упала рождаемость за последние три года, в частности, в Республике Алтай, в Омской, Оренбургской, Курской и Кемеровской областях.

Не назовешь оптимистичной и ситуацию с продолжительностью жизни в стране. При этом российские власти очень любят хвалиться ростом продолжительности жизни в стране. Напомним, сегодня она составляет 72,7 года в среднем по РФ. Однако есть регионы, заметно отстающие от средних показателей. Так, среди европейских территорией такими «антилидерами» стали Псковская и Новгородская области, где средняя продолжительность жизни составляет около 69 лет.

Впрочем, даже текущий показатель продолжительности жизни можно лишь с натяжкой назвать ростом. В действительности мы лишь вернулись из демографической ямы 1990-ых годов. И сегодня россияне живут лишь на один-два года больше, чем в 1970-м году. К примеру, в начале 1970-ых ожидаемая продолжительность жизни в стране составляла почти 69 лет. При этом продолжительность жизни мужчин была 63 года, а женщин – 73,5 года. Однако к 1990 году картина изменилась.

Кроме того, РФ заметно остается в этом показателе от всего мира. Если за 15 лет в мире продолжительность жизни увеличилась на пять лет, то темпы России оказываются значительно скромнее. В частности, за 23 года (с 1990 по 2013 год) средняя продолжительность жизни в России увеличилась всего на 1,7 года. По мнению экспертов «НГ» к такой безрадостной картине в отечественных регионах приводит в первую очередь особенности межбюджетных отношений субъектов РФ и Федерального центра. «Система выстроена так, что никаких стимулов у региона увеличивать налоговые сборы нет. Нет и прямой зависимости между ростом собираемости налогов и, например возвратом денег из федерального бюджета. В регионе можно собрать налогов на десятки млрд рублей больше, чем годом ранее и получить в виде поощрения несколько сотен миллионов из федерального бюджета в виде гранта за успешную работу по повышению налогооблагаемой базы», – приводит пример депутат Госдумы Михаил Щапов. Более того, продолжает он, ситуация когда части регионов прощается госдолг полностью дестимулирует те субъекты федерации которые годами затягивали пояса, чтобы не набирать долги.

Примечательно, что прямую связь результатов голосования на президентских выборах 2018 года с экономическим положением территории обнаружить непросто. Так, Республика Тыва – рекордсмен по уровню бедности – отдала действующему президенту почти 92% голосов. Еврейская автономная область и Республика Алтай, которые также отличаются высоким уровнем бедности, отдали Владимиру Путину 67,5% и 70,6% голосов. Это ниже среднероссийского показателя (76,7%).

В тоже время в более благополучной Сахалинской области уровень поддержки президента (66,9%) также ниже среднероссийских показателей, хотя он и вырос по сравнению с прошлыми президентскими выборами. Гораздо ближе к среднероссискому уровню поддержки Псковская область – один из самых неблагополучных регионов в Европейской части страны.

sshot-1.jpg

















sshot-2.jpg












Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
525
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
382
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
258
У нас

У нас

Юлия Горячева

0
72

Другие новости