Увеличение спроса на алюминий поддерживается, в частности, растущим производством автомобильных дисков. Фото с сайта www.skad.ru
Внутреннее потребление алюминия в России в 2017 году выросло на 11%, эта тенденция продолжится и в 2018 году и станет одним из главных факторов роста отрасли на среднесрочную перспективу. Об этом было объявлено на общем годовом собрании Алюминиевой ассоциации России, прошедшем в Москве. Участники рынка намерены продолжать стимулировать восстановление внутреннего спроса на продукцию из алюминия.
Динамика востребованности крылатого металла в России и мире дает основания для оптимистичных прогнозов. За последние 20 лет мировое потребление первичного алюминия выросло в три раза. Больше всего растет Китай: более половины из 64 млн т алюминия, нашедшего применение в прошлом году, пришлись на рынок Поднебесной. У России пока скромные 1,2%. Однако, с другой стороны, есть куда расти.
Действительно, если в 2015 году потребление первичного алюминия в нашей стране сократилось на 9%, то в 2016 году выросло на 4%, а в прошлом году – сразу на 11%. Это самый значительный прирост по мировым регионам, больше даже, чем в Китае (всего 8%). В целом же мировой рынок вырос за прошлый год на 6%. Потребление алюминия в России растет быстрее, чем где бы то ни было в мире, и, по прогнозам, в этом году увеличится еще на 9%, в 2019 году – на 13%, в 2020 году – на 11%.
В структуре потребления рынка РФ и стран СНГ лидируют строительство (21%), упаковка и фольга (20%), кабель (18%). Недостаточно развит сегмент транспорта – его доля всего 16% (в развитых странах – 40%). В целом же перспективы есть по всем секторам потребления алюминия: строительство, машиностроение, продажи автомобилей, рынок товаров народного потребления – все эти направления в ближайшие годы будут расти, увеличивая спрос на алюминий. Только по основным сегментам ожидается рост в 2,7 раза. Самые емкие рынки – транспорт и товары народного потребления, здесь прогнозируется трехкратный рост.
Перерабатывающие компании рассчитывают не столько на органическое увеличение потребления, сколько на меры стимулирования спроса: к 2021 году они должны дать 40-процентную прибавку к органическому росту. В частности, как отмечают в Алюминиевой ассоциации, дальнейшее импортозамещение подразумевает расширение производственных мощностей. Россия обладает значительным потенциалом для увеличения потребления алюминия, в первую очередь за счет развития технологий и освоения производства новых продуктов, отмечалось на собрании ассоциации.
Приоритетными направлениями развития определены применение алюминия для жилищного строительства и нефтегазовой отрасли, развитие экспортного потенциала прокатной продукции и вывод ее на новые рынки, расширение локализации производства алюминиевых компонентов автомобилей, снятие ограничений на применение алюминия для пищевой промышленности и упаковки, организация производства высокочистого оксида и гидроксида алюминия для катализаторов нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, перспективными были названы проекты в секторах энергетики, машиностроения, строительства, автомобилестроения, авиакосмической отрасли и сфере товаров народного потребления.
Так, компания «Арконик» рассказала о новом проекте – создании нового вагона-цистерны, разработанного с учетом потребностей технических служб компании «Уралхим». Проект реализовывался в рамках производственной кооперации. «Арконик» в этом проекте стал поставщиком алюминиевых плит с улучшенными свойствами – дополнительным контролем предела текучести, более жестких требований к допуску по толщине, большей длине.
Еще один драйвер роста – экспорт. Объемы продажи за рубеж российских алюминиевых полуфабрикатов выросли со 167 тыс. т в 2015 году до 209 тыс. т в 2017 году. А вот импорт падает: с рекордных 220 тыс. т в 2014 году он снизился до 159 тыс. т в прошлом году.
Участники собрания обсудили стратегию ассоциации на ближайшие годы. Как и прежде, основной упор предполагается сделать на совершенствование нормативно-правовой базы, меры в сфере стандартизации и технического регулирования, сертификации и борьбы с контрафактом, а также обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, международное взаимодействие и защиту внутреннего рынка и популяризацию алюминия как высокотехнологичного, экологичного, безопасного и экономически выгодного материала.
Итоги работы ассоциации 2017 года позволяют делать оптимистичные прогнозы. В частности, при поддержке ассоциации в отрасли были сняты административные барьеры перед применением алюминия в кабельной продукции (на очереди – мостостроение), импорт некачественных колес из Китая сокращен почти наполовину, успешно реализуется правительственный план по мерам стимулирования развития продукции высоких переделов из алюминия, инициирована и реализуется концепция создания территорий развития по переработке алюминия – технологических долин. Отраслевые проекты, реализуемые ассоциацией, помогут увеличить потребление алюминия к 2021 году в энергетике на 53,5 тыс. т, в прокате и машиностроении – на 142,3 тыс. т, в строительстве – на 84,7 тыс. т, в автомобилестроении – на 208,4 тыс. т, в сегменте товаров народного потребления и упаковки – на 98 тыс. т.
«В рамках межотраслевого сотрудничества была проделана большая работа по запуску целого ряда значимых проектов для экономики, в которых первостепенное значение имеют алюминиевые решения, – подчеркнул председатель Алюминиевой ассоциации Валентин Трищенко. – Но нам необходимо решать новые задачи по развитию алюминиевой отрасли России как внутри страны, так и на экспортных рынках».
комментарии(0)