Клиент Сбербанка может легко получить не только банковские услуги. Фото со страницы «ДомКлик Партнеры» в Facebook
Банковская отрасль сегодня меняется под воздействием глобальных вызовов. Современный банк уже не может оставаться просто банком, иначе он утратит конкурентоспособность. Именно поэтому Сбербанк РФ в Стратегии развития до 2020 года поставил перед собой задачу построить экосистему нефинансовых услуг для удовлетворения конечных потребностей клиентов. Эта концепция подразумевает встраивание в платформу банка различных партнеров, которые будут оказывать услуги клиентам банка.
В недавнем интервью бразильской газете Valor Economico председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил: «Цель, которую мы поставили перед собой, заключалась не просто в создании банка, а в формировании цифровой экосистемы. Мы утвердили новую стратегию, в рамках которой были определены потенциально интересные для нас сектора экономики, куда мы планируем выйти к 2025 году и завоевать значительные доли рынка».
Кстати, по расчетам банка, к 2025 году объем экономики такой экосистемы может составить 65 трлн руб. Принцип работы упомянутой экосистемы прост и понятен: клиент Сбербанка через уже привычные ему каналы – сайт банка, интернет-банк, мобильное приложение Сбера – сможет получать многие необходимые ему продукты и услуги, не только банковские. При этом следует учесть, что многие банковские услуги так или иначе связаны с государственными. Возьмем, к примеру, стандартную ситуацию на рынке недвижимости. Клиент намерен приобрести квартиру в ипотеку с использованием материнского капитала. И Сбербанк в данном случае может не только предоставить человеку кредит, но и дать возможность получить сертификат на материнский капитал и воспользоваться им.
И это не единственный вид государственной услуги, которую было бы логично оформлять через банк. Но так как оказание государственных услуг – функция государства, Сбербанк в этой связке сможет выступать партнером государства, то есть стать площадкой, предоставляющей доступ к госуслугам. Для чего крупнейшая кредитная организация страны должна полностью интегрироваться с порталом госуслуг и системой доступа к нему (единой системой идентификации и аутентификации – ЕСИА). Договоренность об этом между Сбербанком и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ уже достигнута. Есть на выходе и первый продукт – регистрация в ЕСИА через профиль клиента в Сбербанк Онлайн.
Следующим шагом будет вывод других цифровых госуслуг в каналы Сбербанка – мобильное приложение, веб-версию интернет-банка и офисы банка. Далее Сбербанк намерен предоставить своим клиентам возможность пользоваться услугами Пенсионного фонда и Министерства внутренних дел. Цифровые сервисы станут дополнительной площадкой, где можно будет получить эти услуги, при этом любой гражданин сможет сам выбрать, куда ему обратиться за той или иной госуслугой – зайти в Сбербанк Онлайн или на единый портал госуслуг, а также, возможно, просто сходить в МФЦ или отделение банка.
Да, сегодня МФЦ и портал госуслуг имеют большой охват, но когда множество партнеров присоединятся к этой задаче (в том числе и другие банки), сеть станет значительно шире и людям будет комфортнее. Удобство станет еще выше за счет того, что связанные операции можно будет сделать в одном месте. Если брать пример выше, использовать средства материнского капитала для оформления или погашения ипотеки будет возможно там же, где эта ипотека была оформлена – прямо в интернет-банке.
«Быть агрегатором различных видов услуг выгодно: с партнеров по проекту можно получить комиссию за рекламу их услуг и товаров, – сказала «НГ» замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. – Так что выход на прибыль к 2025 году, если проект запустят в текущем году, на наш взгляд, реален, если только Сбербанку не придется пересмотреть свои планы в связи, допустим, с очередным экономическим кризисом, ужесточением санкций или иными наступившими рисками. К тому же выгодно это и в связи с тем, что многие зарубежные технологические корпорации стремятся стать агрегаторами услуг, если у них в Интернете для этого есть соответствующая платформа. Так что можно ожидать, что рано или поздно они тоже начнут оказывать некоторые финансовые услуги, которые оказывают банки (один из примеров – платежные системы типа «Яндекс-кошелек», Webmoney и т.д., или, например, оказывать услуги денежных переводов). Возможно даже, что в ближайшее время на этот рынок выйдут и российские компании, например сектора телекоммуникаций и IT. Так что Сбербанку в будущем придется держать серьезную конкуренцию с нефинансовыми организациями».
При этом, полагает эксперт, можно предположить, что примерно в 2030–2035 годах банковская система не только России, но и всего мира будет совсем не такой, какой мы ее видим сейчас. В этом большую роль может сыграть распространение технологии блокчейн, которой в Сбербанке сегодня уделяется очень большое внимание.
«Примеров, когда нефинансовая компания начинает оказывать финансовые услуги, в мире уже достаточно много, – говорит Наталья Мильчакова. – Например, Facebook, Google, Amazon, Alibaba, Apple и многие другие технологические корпорации. Но кейс Сбербанка, когда фактически государственный банк становится агрегатором нефинансовых услуг, может стать первым в мире».
комментарии(0)